08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Для "Фармы-2030" нужно предусмотреть меры поддержки

С целью обеспечения лекарственного суверенитета крайне важно развивать собственное производство препаратов полного цикла, что и является фундаментальной задачей стратегии "Фарма–2030".

Быков Александр
Директор по экономике здравоохранения ГК "Р–Фарм"

При этом наращивание темпов по разработке и производству в Российской Федерации собственных, в том числе инновационных лекарственных препаратов требует более активного участия государства, создания мер стимулирования и поддержки, а также продолжения работы по снижению административных и регуляторных барьеров в отрасли фармацевтической промышленности. Частично такие меры уже принимаются — более благоприятную обстановку для развития производств, в том числе фармацевтических, обеспечивают особые экономические зоны. Так, на территории ОЭЗ "Технополис Москва" расположены два предприятия "Р–Фарм".

Тем не менее, принятие Правительством России Стратегии имеет в этой связи важнейшее значение. Необходимо провести детальный анализ ранее применявшихся и применяющихся сейчас мер государственной поддержки, определив перечень тех из них, которые могут быть перезапущены либо продлены. Одновременно с этим нужно пересмотреть и актуализировать с учетом складывающейся ситуации показатели эффективности использования мер поддержки, предоставляемые для отчетности в органы власти получателями субсидий и льгот.

Также необходимо обеспечить бесперебойное снабжение пациентов жизненно важными препаратами в условиях усложнившейся логистики. Лучший способ решения этой задачи — достижение технологического суверенитета, подразумевающего не только своевременное воспроизведение существующих аналогов и разработку собственных инновационных лекарств, но и переход на отечественное сырье для фармацевтической промышленности.

Специальная и малотоннажная химия для фармацевтической промышленности в настоящее время в России практически отсутствует. Главный вопрос, стоящий сегодня перед данной отраслью, заключается в том, что внутренние объемы спроса слишком малы для обеспечения загруженности крупного химического производства. Организация отдельных предприятий, выпускающих от нескольких килограмм до 2–3 тонн химического сырья для АФС в год, нерентабельна.

Для решения этого вопроса необходимо разработать и утвердить программу государственной поддержки создания небольших опытных производств на базе лабораторий научно-исследовательских центров, институтов и ВУЗов, которые будут выпускать малые объемы продукции малотоннажной химии в интересах отечественных фармацевтических предприятий (в том числе с применением механизмов ГЧП).

Сегодня в ВУЗах и НИИ имеются возможности для налаживания синтеза и производства специальной и малотоннажной химии, но чтобы их заинтересовать, нужно сформировать эффективный и работающий бизнес-процесс, предполагающий создание коммерческих отношений с производителями АФС.

Кроме того, в целях повышения рентабельности производств и расширения рынков сбыта отечественной фармацевтической продукции важно решить на межправительственном уровне вопрос унификации требований по включению лекарственных препаратов в национальные клинические протоколы лечения, клинические рекомендации, национальные лекарственные формуляры государств–членов ЕАЭС.