26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Доминирование: фактов злоупотреблений не установлено

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (Тверское УФАС России), рассмотрев обращение редакции фармацевтической газеты "Московские аптеки" об оценке рынка розничной торговли лекарственными препаратами и сопутствующих материалов Российской Федерации, сообщает следующее*.

Ключникова Елена
ВРИО заместителя руководителя Управления ФАС по Тверской области*

Федеральный закон от 26.07.06 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) содержит запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Оценка положения и доли хозяйствующего субъекта, а также степени его влияния на конкуренцию на рынке, проводится антимонопольным органом по правилам, установленным приказом ФАС России от 28.04.10 №220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".

При этом, как следует из буквального содержания статей 1, 2, 4 и 10 Закона о конкуренции, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 11 постановления Верховного Суда Российской Федерации №2 от 04.03.21 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке не является объектом правого запрета: такой субъект (вне зависимости от размера доли на рынке) свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе самостоятельно выбирать экономически эффективные условия. Законом о защите конкуренции запрещается именно злоупотребление своим доминирующим положением, т.е. использование своей рыночной власти в ущерб контрагентам и конкуренции в целом.

Закон о защите конкуренции предусматривает механизмы превентивного характера, призванные предупредить или пресечь нарушение на его начальном этапе. В частности, в соответствии со статьями 25.7 и 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдать предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а также предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В случае возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и установления факта нарушения, виновные юридические и должностные лица привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом об административной ответственности Российской Федерации.

В соответствии с положением о территориальном органе ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.15 №649/15, Тверское УФАС России уполномочено проводить анализ товарных рынков и осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на территории Тверской области. Тверское УФАС России не уполномочено давать оценку уровню конкуренции и степени монополизации рынка розничной реализации лекарственных средств и сопутствующих материалов в Российской Федерации.

На рынке розничной реализации лекарственных препаратов и сопутствующих материалов Тверской области действуют более 200 аптечных учреждений. В отдельных (некрупных) муниципальных образованиях Тверской области присутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке розничной реализации лекарственных препаратов и сопутствующих материалов.

В 2020 г. и за истекший период 2021 г. не установлено фактов злоупотребления такими хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке, в связи с чем отсутствовали основания для принятия мер антимонопольного реагирования.
----
* Письмо Тверского УФАС №03-2/1-1557ЕК от 17.03.21

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban