Доминирование: фактов злоупотреблений не установлено
Ключникова Елена
ВРИО заместителя руководителя Управления ФАС по Тверской области*
Федеральный закон от 26.07.06 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) содержит запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Оценка положения и доли хозяйствующего субъекта, а также степени его влияния на конкуренцию на рынке, проводится антимонопольным органом по правилам, установленным приказом ФАС России от 28.04.10 №220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
При этом, как следует из буквального содержания статей 1, 2, 4 и 10 Закона о конкуренции, а также позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 11 постановления Верховного Суда Российской Федерации №2 от 04.03.21 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке не является объектом правого запрета: такой субъект (вне зависимости от размера доли на рынке) свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе самостоятельно выбирать экономически эффективные условия. Законом о защите конкуренции запрещается именно злоупотребление своим доминирующим положением, т.е. использование своей рыночной власти в ущерб контрагентам и конкуренции в целом.
Закон о защите конкуренции предусматривает механизмы превентивного характера, призванные предупредить или пресечь нарушение на его начальном этапе. В частности, в соответствии со статьями 25.7 и 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе выдать предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, а также предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В случае возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и установления факта нарушения, виновные юридические и должностные лица привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом об административной ответственности Российской Федерации.
В соответствии с положением о территориальном органе ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.15 №649/15, Тверское УФАС России уполномочено проводить анализ товарных рынков и осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на территории Тверской области. Тверское УФАС России не уполномочено давать оценку уровню конкуренции и степени монополизации рынка розничной реализации лекарственных средств и сопутствующих материалов в Российской Федерации.
На рынке розничной реализации лекарственных препаратов и сопутствующих материалов Тверской области действуют более 200 аптечных учреждений. В отдельных (некрупных) муниципальных образованиях Тверской области присутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке розничной реализации лекарственных препаратов и сопутствующих материалов.
В 2020 г. и за истекший период 2021 г. не установлено фактов злоупотребления такими хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на рынке, в связи с чем отсутствовали основания для принятия мер антимонопольного реагирования.
----
* Письмо Тверского УФАС №03-2/1-1557ЕК от 17.03.21