23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Двойственный статус аптеки кратно увеличивает ее нагрузку

Если смотреть с точки зрения аптеки, складывается ощущение, что дистрибутор на фармацевтическом рынке "зарегулирован" в меньшей степени. Однако все "ценовые игры" аптечная организация получает именно от оптового звена.

Варпетян Акоп
Независимый эксперт фармацевтического рынка

Возможно, речь идет о защитной реакции, или изменение цен инициировано производителем, но компетенций в управлении остатками и их "ценником" дистрибуторам сегодня не занимать. Для аптечного же сегмента вновь ужесточаются требования: уже в ближайшие дни деятельность индивидуального предпринимателя будет ограничена открытием одной аптеки.

Может быть, для стандартизации на фармрынке такой шаг не самый плохой. Но вопрос в том, как он будет выполнен на практике. Сейчас уже идут разговоры о том, что действующим ИП — малым аптечным сетям размером в 2-5 аптек — следует прекратить свою работу.

Такой сценарий допускать опасно: он чреват, мягко говоря, сильнейшей социальной напряженностью. Особенно в небольших населенных пунктах и сельских районах. Там ИП — нередко единственная гарантия лекарственного обеспечения.

Что касается дистанционной реализации рецептурных препаратов, перспективы здесь две:

  • увеличение доходности игроков данного рынка (часто, как и в случае с ОТС, не имеющих отношения к фармации);
  • условное удобство покупателя.

Рисков же гораздо больше — гарантия качества при доставке препарата, отсутствие фальсификата, соблюдение норм хранения лекарств, защита пациента от навязывания товаров и услуг крупными компаниями… Все эти необходимые параметры обеспечить при дистанционной торговле крайне затруднительно. В результате мы окажемся в формате еще большего бесконтрольного потребления медикаментов и столкнемся со всеми его последствиями.

В любом случае доставка рецептурных препаратов уже запланирована как проект. Поэтому аптекам необходимо готовиться к грядущим нововведениям и не опускать руки.

Не могу не сказать и о двойственном правовом статусе аптеки, что крайне пагубно влияет на фармацевтическую деятельность и доступность лекарственной помощи для пациента. Нас проверяют едва ли не все ведомства, включая целый ряд непрофильных. Это снижает степень структурированности процессов контроля и на практике ведет даже к погрешностям в ходе контрольных мероприятий. Цена таких ошибок — порой закрытие аптеки. Поэтому жизненно важно, чтобы мы были подконтрольны одному и основному регуляторному органу.

Аптечным организациям как воздух необходимы стабильность, единство норм и требований. Здесь мог бы пригодиться опыт предыдущих десятилетий: в стандарте ОСТ 80, например, была отличная и разумная норма по минимальному расстоянию между аптеками. В приказах Минздрава 1970–х годов четко значилось, что и хозрасчетная аптека является учреждением здравоохранения. Ряд регуляторных уточнений… и мы не читали бы новости о закрытии нескольких сотен аптек за последний квартал. Только ввиду спада ажиотажного спроса и отсутствия иных потенциальных статей доходности аптеки в нынешних реалиях.

Специализированные
мероприятия