Если права нарушаются, решение есть
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) за 11 месяцев этого года поступило 434 письменных обращения. Недоступность медицинской помощи, оказание ее в неполном объеме или низкого качества, отказ в получении помощи — это основные жалобы граждан. Такие данные привел Константин Кудрин, начальник отдела защиты прав застрахованных лиц в сфере ОМС ФФОМС. Также обращения в фонд связаны с вопросами выдачи полисов и выбора страховых компаний. В связи с ситуацией на Украине увеличилось количество обращений граждан соседнего государства, оказавшихся в России в статусе беженцев, о возможности получить полисы и медпомощь.
Специалисты фонда обязаны по закону рассмотреть все жалобы и предпринять соответствующие действия. Это могут быть и консультации граждан, и перенаправление их для решения проблемы в другие организации, и проверка медицинских учреждений. Не всегда изложенные в обращениях факты подтверждаются. Часть расследований по жалобам доходит до штрафов медорганизаций и судебных дел.
Ольга Кутергина, начальник отдела защиты прав застрахованных лиц ТФОМС Самарской обл., рассказала о практике работы мобильных представителей регионального фонда в медицинских учреждениях. Суть в том, чтобы на месте решать возникающие конфликты между пациентами и медицинским персоналом. В Самарском государственном медицинском университете в 2006 г. была открыта уникальная кафедра по подготовке специалистов в сфере медстрахования. Фонд активно проводит опросы граждан Самарской обл., пытаясь выяснить уровень их удовлетворенности медпомощью. По данным представителя фонда, в этом году около 50% населения поставили удовлетворительную оценку уровню оказания медпомощи в регионе. Слабыми местами, как выяснили сотрудники фонда, остаются черствость и неотзывчивость медперсонала.
1 января 2015 г. к российской системе медицинского страхования присоединится наш новый регион — Республика Крым. О проблемах вхождения в систему рассказал Сергей Астанкин, исполнительный директор ООО «Страховая медицинская компания «Крыммедстрах». Компания (сейчас она состоит из 63 сотрудников) была создана только в мае этого года, а приступила к работе 31 июля. Сайт компании запущен 1 ноября. То есть времени на подготовку было совсем мало. На сегодняшний день около 550 тыс. полисов уже выданы. Проблемы у граждан возникают разные: кто–то не знает, где можно получить полисы, кто–то не понимает механизма выбора врача и программы лекарственного обеспечения, другие спрашивают, смогут ли они получать специализированную медпомощь в других российских регионах. Но большинство крымчан сомневаются, страховаться или нет, не видя пока преимуществ перехода в систему ОМС. По словам главы крымской страховой компании, при прежней власти люди настолько привыкли платить за все и вся, что уже не верят в другое.
Компания через региональные СМИ информирует население об их правах в сфере здравоохранения, провела порядка 2 тыс. встреч с сотрудниками различных организаций. «Количество жалоб сократилось. Наша задача — оправдать доверие крымчан», — отметил С. Астанкин. После 1 января бесплатная медицинская помощь, за исключением неотложной, будет оказываться в Крыму только при наличии страхового полиса.