03.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
03.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

"Фарма–2030", куда держишь курс?

Не так давно МА анонсировали продолжение "Фармы–2020" — новую программу развития фармацевтической промышленности на ближайшие годы.

Стратегию для фармацевтической отрасли Минпромторг планирует разработать уже в 2018 г. "Фарму–2020" предложено завершить досрочно. Какие направления развития необходимо поддержать "Фарме–2030"?

Самое главное — обратить внимание на все то, что не успела детально проработать "Фарма–2020", считают эксперты Темы номера МА. И одновременно — продолжить все, что было успешно начато в программе. Ведь как бы ни критиковали это масштабное начинание, благодаря ему у фармацевтической промышленности появился стимул к развитию. Для многих предприятий — даже раньше, чем предполагалось, начали действовать преференции и выдаваться субсидии. Отечественной фармацевтической промышленности был дан сигнал — она необходима стране.

"НЕКСТ–КЛАСС": МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В современном мире всегда нужно развиваться на опережение. "За годы сделаны дела столетий", "пятилетку в четыре года"… К советским песням и лозунгам можно относиться по–разному. Другая эпоха, другая идеология. И все же результатами великих строек мы пользуемся спустя десятки лет. А это значит, что опыт успешной индустриализации у нашей страны имеется.

Результаты программ — федеральной целевой "Фарма–2020" и государственной «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» — также внушают оптимизм.

"За последние пять лет мы увидели, как российские производители активно наращивают возможности, растет доля российских препаратов на общем российском фармацевтическом рынке, — сообщил Сергей Цыб, заместитель министра промышленности и торговли РФ. — Впервые в 2017 г. мы преодолели 30%–ный рубеж в денежном выражении, это говорит о том, что компании научились производить лекарственные препараты любой сложности. За 4 года построено 19 новых заводов по самым передовым международным стандартам. За время действия программы поддержано более 400 проектов по созданию новых препаратов, молекул — более 100 находятся на стадии клинических исследований".

Перечень ЖНВЛП тоже нарастил позиции — 83,6% препаратов в нем отечественные, сообщил недавно Алексей Алехин, директор Департамента Минпромторга то развитию фармацевтической и медицинской промышленности.

ОБЛАСТИ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ

Для многих пациентов "отечественный препарат" и "дешевый дженерик" — это по-прежнему синонимы. Семь лет назад каждый второй приобрел бы импортное лекарство и выбрал бы препарат отечественный лишь при условии более приемлемой цены.

На сегодняшний день отечественная фармацевтика замедлила свой рост в объемах продаж, отмечает аналитическая компания RNC Pharma. В 2015–2016 гг. наша промышленность укрепляла позиции более чем стремительно, но в 2017 г., когда острая фаза кризиса прошла, тенденция выбора в сторону отечественных препаратов стала сходить на нет. Покупатель вновь стал обращать внимание на бренд.

Ряд аптечных организаций от участия в дискуссии об импортном и отечественном воздержался. Однако эксперты отметили: за последние три–четыре года, когда в аптеках преимущественно российские препараты, покупатели настойчиво требуют импортные. И если аптека не располагает зарубежными аналогами, пациент жалуется на недостатки отечественных: малый лечебный эффект, сильные побочные эффекты. Локализованные производства иностранных фармацевтических компаний, с точки зрения россиян, ничем не отличаются от местных локальных. Можно услышать и такие жалобы: как построили завод у нас — лекарство перестало помогать.

Хотя повода для такого предубеждения относительно "родных" лекарств, казалось бы, нет.

Статистика Росздравнадзора показывает, что в настоящее время количество выявляемых недоброкачественных препаратов из числа иностранных вполне сопоставимо с таковым для российских компаний. Кроме того, по данным опросов российских потребителей, Россия занимает второе место по доверию как страна-производитель лекарств, уступая только Германии.

Спрос на российские дженерические препараты по доступной цене поддерживает и стандарт надлежащей аптечной практики. Стоимость лекарства остается одним из решающих факторов для пациента, и сообщение о приемлемом аналоге часто определяет его выбор.

Некоторые эксперты уверены: причина «иностранных» предпочтений нашего соотечественника — пресловутое убеждение, что импортное есть качественное. Технически наша промышленность не уступает зарубежной: оборудование — по стандартам надлежащей производственной практики, субстанции — одни и те же, замечает Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharmа.

И по ассортименту отечественные компании могут серьезно потеснить иностранных коллег, замечает эксперт. Однако есть то, что программами развития промышленности никак не регулируется, — маркетинг. Поддержка завода перечеркивается активным продвижением в аптечной сети: выписка препаратов по МНН зачастую играет в пользу тех производителей, которые разбираются в сотрудничестве с розницей.

Поэтому один из возможных пунктов "Фармы–2030" — грамотная популяризация отечественных препаратов (здесь будет полезен и опыт членов ЕАЭС). Если проблема лежит в области мнений и убеждений — в той же области находится и метод ее решения. Он станет эффективен, если "Фарма–2030" займется и другими факторами, формирующими предубеждение пациента.

ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ВПЕРЕД

С тем, что отечественные препараты смогли значительно укрепиться, согласны и эксперты Темы номера МА — представители как национальных, так и локализованных компаний-производителей. А участники опроса, проведенного в октябре Ipsos Healthcare, уверены: в ближайшие несколько лет активнее всего расти будет российская фармацевтическая промышленность. Она сможет опередить по скорости роста даже крупные аптечные сети. А это значит — старт дан успешный!

Расширяются и наши экспортные возможности — кстати, именно экспорт может стать одним из приоритетов "Фармы–2030". Единый рынок ЕАЭС планирует начать работу в самое ближайшее время. Правда, по мнению представителей отечественной фармы, о едином рынке можно будет говорить тогда, когда появится единое регистрационное удостоверение с возможностью лекарственного препарата обращаться на всей территории стран ЕАЭС.

Конечно, остается еще ряд нерешенных проблем: методика ценообразования препаратов Перечня ЖНВЛП, совершенствование системы мониторинга качества и обязательная маркировка, стимулирование производства полного цикла и преференции компаниям, идущим этим путем, механизмы взаимодействия отрасли с регулятором — особенно в госзакупках и при заключении специнвестконтрактов.

Фармацевтическое сообщество надеется: все это учтет "Фарма–2030". Ведь влияние регулятора очень значимо. На то, что государственные стратегии в здравоохранении влияют на спрос, обращают внимание даже крупные зарубежные фармацевтические компании. А эксперты–аналитики убеждены: это преимущество необходимо использовать, иначе даже самые перспективные меры не дадут результатов.

КТО ТЫ, РОССИЙСКАЯ ФАРМА?

Итак, "Фарма–2020" стала мощнейшим стимулом для отечественной промышленности. Но что мы имеем в виду, когда говорим о ней?

Российская фармацевтика когда–то взяла курс на импортозамещение "без карты и компаса" — она не располагала определением локального препарата. В 2015–м такое определение появилось и на сто процентов подтвердило опасения экспертов. А они предупреждали: важно не перепутать развитие промышленности с локализацией производств. Не смешать понятия.

У человека, далекого от фармы, сегодняшние новости вызовут лишь грустную улыбку: так, в тройке лидеров по стоимостному объему продаж на сентябрь 2017 г. оказались две компании — участницы Ассоциации российских фармацевтических производителей. Название одной из них — "Новартис", другой — "Санофи".

На пятнадцатилетии АРФП, которое отмечали также в сентябре этого года, эксперты обратили внимание: за полтора десятилетия изменилось само понятие отечественного предприятия. Каждая вторая компания в рядах Ассоциации — не локальная, а локализованная.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Мнения экспертов Темы номера разделились. Одни убеждены, что в размывании понятий "российский" и "импортный" нет никакой опасности. Другие предупреждают: в смешении близких по звучанию слов "локальный" и "локализованный" есть определенная доля лукавства.

С одной стороны, эта небольшая хитрость помогла в достижении намеченных результатов. Новые рабочие места и трансфер технологий — огромная ценность. И прекрасно проведенный подготовительный этап для развития собственно отечественной промышленности. Цифры тоже на уровне: национальная фармацевтика с локализованным компонентом показала серьезный рост.

С другой стороны, если положение дел останется прежним, проиграет российская фармацевтическая отрасль в целом. Ведь любые компромиссные меры, призванные учесть интересы «и национальных, и зарубежных», в конечном счете превращаются в преференцию для «импортного» производителя. Такой же эффект — у промедления с мерами поддержки, предупреждает Николай Беспалов. Регуляторные барьеры, в т.ч. временные, подчас оказывают "обратное действие" — тормозят развитие фармацевтики по тем направлениям, в которых должны бы были ее стимулировать.

Если считать локализованную промышленность российской, то национальная фармацевтическая отрасль действительно совершила серьезный рывок. Среди крупных зарубежных производителей почти не осталось тех, кто не провел локализацию тем или иным способом.

ФАРМА В ПОИСКАХ СТАБИЛЬНОСТИ

Международные компании, включившиеся в "Фарму–2020", уже считают себя локальными. Они активно строят заводы, заключают специнвестконтракты (СПИК), предлагая определенные поправки к этому механизму, и борются за локальный статус и защиту интеллектуальной собственности.

Почему СПИК привлекает особое внимание локализованных предприятий, даже несмотря на необходимость доработки (например, рассмотрения вопроса о финансировании научно–исследовательской деятельности)?

Этот вид сотрудничества гарантирует производителям то, чего хронически не хватает и фармацевтике, и здравоохранению в целом, — стабильность. Стабильность налоговых и регуляторных условий, а ведь известно, что регуляторный фактор для отечественного лекарственного рынка является даже более определяющим, чем маркетинговые законы.

Может быть, важной частью "Фармы–2030" должна стать именно регуляторика? А СПИК — это не только работающий механизм привлечения инвесторов, но и важный шаг к правовой определенности в сфере фармобращения?

ИНВЕСТИЦИИ В БУДУЩЕЕ… ЗАРУБЕЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Поддержка локальных производств и российских инноваций — вот что должно стать главным для новой программы, считает директор компании-дистрибутора "Интер–С Групп" Настасья Иванова. Можно ли считать покупку импортных лекарств на бюджетные деньги инвестицией в будущее?

Да, если речь идет о завтрашнем дне иностранных компаний. Локализация позволяет добиться хороших результатов на первом этапе, но следующие шаги вряд ли возможны без отечественной фармацевтической промышленности. И если она их не сделает, то рискует быть отброшенной в развитии даже не на годы, а на десятилетия.

Трансфер технологий с этой точки зрения можно рассматривать как обмен опытом, как обучение национальной фармы современным методам. Минусом в данном случае будет то, что российская промышленность останется на шаг позади иностранной: пока за границей изобретают новое, на территории России осваивают достижения вчерашнего (или позавчерашнего) дня. К словам Дмитрия Морозова, главы "Биокада", об импортоопережении, стоило прислушаться еще в 2015 г.

ЗАЧЕМ СТИМУЛИРОВАТЬ СПРОС

Впрочем, и производство субстанций, и клинические исследования уже субсидируются. На предложения отрасли регулятор откликнулся с готовностью, и в этом еще одно из серьезных достижений "Фармы–2020". Однако меры поддержки не столь востребованы, как могли бы быть. Почему?

И представители фармацевтической промышленности, и эксперты не раз говорили об этом: мало произвести лекарство — оно еще должно попасть к пациенту. Иначе можно столкнуться с ситуацией, когда в клинические исследования вложены и государственные средства, и собственные бюджеты компании, а препарат, ставший научным открытием, остается лежать на складе. В условиях рыночного существования компания в прямом смысле рискует своим будущим — лучше уж сосредоточиться на дженериках. Правда, целям программы "Фарма–2020" (ее второй этап — инновационный — продолжается сегодня) — это будет противоречить.

"ИМПОТОЗАМЕЩЕНИЮ" — ЛЕКАРСТВЕННОГЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ?

Но и с воспроизведенными препаратами благополучно не все. Как отметил Андрей Младенцев, глава АО "ФП "Оболенское"", регуляторные барьеры для производителей субстанций убивают дженерическую отрасль.

Можно подвести итог: среди главных направлений "Фармы–2030" будут стратегии поддержки экспортно–ориентированного предприятия, а должны быть: работа с регуляторными барьерами, поддержка российского инновационного производства и стимулирование спроса. Последний из параметров может вызвать неприятие — ведь есть все основания предположить, что речь пойдет о методах давления на пациента. Полки с исключительно отечественными препаратами, маркетинг, пиар… Единственный способ стимулировать спрос и гарантировать его, не вредя тем, кто лечится, и не толкая их к самолечению, — это лекарственное возмещение. У плановой экономики есть свои недостатки, но планирование в здравоохранении и его фармацевтической области позволяет решить все задачи одновременно: обеспечить пациента лекарством, предприятие — реализацией продукции и возможностью развиваться, страну — рабочими местами, поступлениями в бюджет и работоспособной фармацевтической промышленностью.