Например, такими: 2019-й — год перерегистрации цен, 2020–й — год маркировки, 2021–й — введения дистанционной торговли... По месяцам: январь — маркетинговые контракты, июнь — новое ценообразование, сентябрь — отмена ЕНВД...
Обилие законопроектов и постоянные изменения в фарме закалили ее участников, по словам эксперта темы — "уже ничего не страшно".
Вот только картинка представляется не всегда гармоничной. Каким же был для фармацевтического сектора портрет года 2019, и каким обещает быть портрет 2020–го? Начнем с новости хорошей.
АПОКАЛИПСИС НЕ СЕГОДНЯ
С боем курантов карета не превратится в тыкву. Старт всеобщей и обязательной маркировки лекарственных средств перенесут на полгода — час Х переназначается с первого января на первое июля. Такое решение приняла Государственная Дума. Соответствующий законопроект принят в третьем чтении, и теперь отрасль ожидает его вступления в силу.
Переносу запуска системы МДЛП было посвящено даже два законопроекта одновременно, замечает преподаватель из Новосибирска Маргарита Шилова. Данные о готовности системы (точнее, об обратном ее состоянии) действительно впечатляли. На сентябрь 2019 г., по информации Росздравнадзора, в целом ряде регионов процент подключения к программам мониторинга составлял от 8 до 11%. Причем в списке оказались даже Москва и Подмосковье.
Причина тому — вовсе не в аптечном сегменте. И не в какой-либо другой части фармацевтического сектора. На сентябрьской GMP–конференции организацию системы маркировки (и ее проверки в экспериментальном режиме) сравнили с самолетом, не прошедшим должных испытаний, однако уже назначенным в авиарейс от Калининграда до Владивостока. Причем с пассажирами в лице всего населения нашей страны.
В фармацевтическом сообществе была и другая любопытная метафора: отрасль пытаются научить плавать, но в абсолютно сухом бассейне, где нет ни капли воды. Научиться маловероятно, а вот покалечиться...
Словом, в системе обнаружились системные ошибки. И в том, что они обнаружились вовремя, — огромный вклад профессионального сообщества. Аптеки и производители, дистрибуторы и профессиональные сообщества просили о пояснениях по каждому спорному вопросу. И делали все от них зависящее, чтобы процесс подготовки был грамотным.
"НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД..."
Перенос маркировки — не первый случай, когда важные для фармацевтической отрасли инициативы принимаются под занавес уходящего года. Вспомним зиму 2017–2018 гг. Тогда перед зимними праздниками фармацевтическое сообщество "порадовал" законопроект о приравнивании торговых организаций к организациям аптечным. И значительная часть минувшего 2018–го прошла под знаком "десятилетия инициативы о лекарствах в магазинах".
Тогда профессиональное сообщество облегченно вздохнуло — вопрос с опасной инициативой казался решенным. В 2019–м он ненадолго отразился в одном из рабочих документов Госдумы и… столь же стремительно исчез.
Но, как поется в одном из советских фильмов: «Нормальные герои всегда идут в обход»... Нельзя продавать лекарства непосредственно в супермаркете? Но кто мешает разместить там аптеку?
И "Магнит", и "ВкусВилл", развивающие это направление, от комментирования ситуации отказались. А еще, как замечает основатель Shulga Consulting Group Ярослав Шульга: "Теперь вместо "теории" у нас есть "факт" — абсолютно непредсказуемая и непрогнозируемая государственная Почта России. И она вполне может стать тем самым "слоном в посудной лавке". На подходе дистанционная продажа фармацевтической продукции. И, судя по интересу к этому каналу продаж со стороны всех, кому не лень (а не лень целому ряду очень серьезных структур), — "скучно не будет".
В дни, когда обсуждались вопросы технического задания Госдумы и масштабы перерегистрации цен на лекарства из списка жизненно важных, — Почта России получила лицензию на фармацевтическую деятельность. Лекарства попали в руки неспециалистов — пусть и не с той стороны, откуда ожидалось.
Что же еще мы не заметили в калейдоскопе изобильного на лекарственные инициативы 2019 г.?
ХРОНИКИ ДЕВЯТНАДЦАТОГО
Кто–то вспомнит о нюансах маркировки. Кто–то — о завершении "Фармы–2020" и "ценообразовании–2019", способном значительно затормозить дальнейшие. Кто–то — о техническом задании Госдумы, первой за долгие годы масштабной попытке прояснить статус аптеки.
Календарь уходящего года более чем насыщен событиями.
В январе отрасль обсуждала возможное ограничение маркетинговых контрактов и грядущие перемены в ценообразовании на жизненно необходимые и важные препараты.
В феврале в Госдуме была создана специальная рабочая группа, сосредоточившаяся именно на лекарственном обеспечении.
К апрелю профессиональное сообщество получило документ, известный как "техзадание", — его подлинность не подтверждена. Но идеи (особенно касающиеся аптечной конкуренции и размеров гигантов рынка) вызвали очень и очень бурное обсуждение.
В пылу дискуссии ненадолго отошла на второй план не менее серьезная инициатива: отменить специальные налоговые режимы — для всех, кто отпускает промаркированную продукцию. То есть и для аптек. Законопроект был утвержден к концу сентября.
В конце весны — начале лета прозвучали слова о всеобщем лекарственном обеспечении (один из его проектов представила руководитель Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина).
А в начале июня был принят Федеральный закон №134–ФЗ, установивший т.н. "игру на понижение": новые правила ценообразования на ЖНВЛП (при отсутствии должной господдержки способные увести в "минус" многие производства).
Впрочем, массовый исход лекарств из обращения начался задолго до лета. Фармацевтические компании вполне логично спрогнозировали — законопроекту о новом ценообразовании дан "зеленый свет". Печальным стал так называемый «преднизолоновый кризис», который разразился на всей территории страны.
Одновременно со всем этим не состоялась почти треть аукционов по госзакупкам. Помните историю о студенте, погибшем без инсулина?
В августе же фармацевтическое сообщество получило новую версию технического задания Госдумы — ее можно назвать компромиссной: по наиболее обсуждаемым пунктам были пересмотрены ограничения, однако практическая значимость этого пересмотра остается под большим вопросом.
Сентябрь ознаменовался фатальным для многих аптечных учреждений законом об отмене ЕНВД. Параллельно с этим началось и обсуждение законопроекта об аптеках производственных (сегодня их предлагают открывать на фармацевтических заводах, но есть ли смысл в этом начинании?).
В ноябре вице–премьер Татьяна Голикова произнесла историческую фразу: оптимизация здравоохранения во многих регионах прошла, прямо скажем, неудачно. Последствия реформ здравоохранения, действительно, таковы, что из некоторых больниц уволились ВСЕ врачи.
А в 17 из 85 российских регионов отсутствуют больницы... детские. Такие данные привел на сентябрьской пресс–конференции Дмитрий Морозов, глава Комитета Госдумы по охране здоровья.
В конце ноября вступили в силу новые правила ввода лекарств в гражданский оборот (здесь не все ясно с аттестацией уполномоченных лиц на производствах).
В декабре, как уже говорилось, был перенесен старт маркировки. А законопроект о дистанционной торговле ждет своего часа в наступающем 2020 г.
В общем, огромное количество не всегда стратегически связанных инициатив на фоне системного кризиса здравоохранения и лекарственного обеспечения (и мы еще не говорим об аптечной конкуренции и инфляции на лекарства). Как заметил глава Межфракционной рабочей группы Андрей Исаев, ситуация может обостриться уже в феврале 2020 г. Разумеется, если не делать правильных шагов по ее решению. Впечатляет?
А ПРО РОЛЬ АПТЕКИ — ЗАБЫЛИ!
В огромном калейдоскопе противоречивых событий потерялось главное. Согласитесь, 10 месяцев было вполне достаточно, чтобы принять законодательное определение аптеки как учреждения здравоохранения (оно навряд ли будет крупнее и сложнее поправок в Налоговый кодекс). Дальнейшие шаги сделать было бы уже легче.
Но слишком много сил было оттянуто на обсуждение, например, маркетинговых договоров или предельного размера аптечных сетей.
При всем при том мы не знаем даже ответа на простой вопрос: каков дефицит фармацевтических специалистов?
Зато активно пытаемся решить проблему в аптечных сетях за счет упразднения такой должности, как «заведующая аптекой» (еще одна тенденция 2019 г.), и превращения фармацевтического работника в работника сферы FMCG.
Нерешенные вопросы аккредитации специалистов фармацевтической отрасли — те и вовсе ушли на дальний план.
Стремление "успеть все и сразу", а также желание "решить проблему" быстро и симптоматически, порой проигрывает сосредоточенности на одном, но верном шаге.
ПРОГНОЗ НА СЕГОДНЯ. И НА ЗАВТРА
Задача наступающего года — не запутаться в бросаемых со всех сторон предложениях и четко определить цели развития для своей организации. При этом стоит внимательно осмотреться и определить главные тенденции рынка.
Как отмечает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов, основные проблемы 2019 г. были в следующем:
- низкие доходы населения и относительно высокая инфляция;
- развитие интернет–торговли и отток посетителей из классической аптечной розницы в Интернет;
- грядущая всеобщая маркировка лекарств и подготовка к ней (перенос на полгода — это не так и много). Что, в свою очередь, провоцирует рост цен и сокращение аптечного ассортимента;
- отмена налоговых льгот, т.е. ЕНВД и патентной системы (пусть тоже с 1 июля);
- новые правила формирования цен на препараты ЖНВЛП. Сокращение цен на жизненно важные. Рост ценников на остальной ассортимент. И отказы производителей от выпуска многих лекарств.
Прибавим сюда т.н. аптечные тенденции:
- рост давления со стороны конкурентов, особенно представителей крупной фармацевтической розницы.
Также, подчеркивает эксперт–аналитик, на рынок выходят новые амбициозные игроки, в частности, "Магнит";
- рост затрат при падении аптечной выручки и изменении ее структуры. Напомним, инфляция на лекарства значительно выше средней.
Вкупе с довольно непростой экономической ситуацией это может стать весьма болезненным испытанием для отрасли, констатирует Беспалов.
И самое интересное — все перечисленные проблемы уходящего года плавно перетекают в год наступающий. Часть из них — например, инфляция и низкие доходы — собственно к фармацевтическому сектору не относятся.
Проблема здесь не в хронизации процесса, а в его прогрессировании.
КОНКУРЕНЦИЯ–2020: ЧТО НОВЕНЬКОГО?
Или же в действии философского закона о переходе количества в качество: 2020–й год обещает стать качественно другим в плане аптечной конкуренции? "На будущий год аналитики прогнозировали первое снижение количества аптечных учреждений, — рассказывает Дмитрий Любимов, генеральный директор ООО "Муромские Аптеки". — Поэтому предполагаю, что в новом году начнется работа над качеством сервиса: ведь конкуренция идет уже между "топовыми" сетями, и только ценой обеспечить рост доходности не получится".
Иными словами, градус конкуренции уже таков, что серьезные перемены почти неизбежны. "Рост самого фармацевтического рынка снизился... Но заметьте, как в последние годы возрос аппетит отдельных крупных участников! — с иронией замечает Александр Миронов, генеральный директор рязанской аптечной сети "Аптека Фарма". — Помню, года четыре назад заявляли о 55 тыс. аптек в России. Теперь фигурирует цифра в 67 тыс. точек. Такой 20%–ный рост очень обеспокоил, и, как водится, экспансия начинается с крупных центров. И близость к Москве, а значит доступность логистики, так и манит федеральных игроков в Рязань". Более того, подобные сети обнаружены уже в Сибири. Но любая экспансия имеет тенденцию логически завершаться, и что тогда?
В аптечной рознице ухудшаются параметры оборачиваемости и причин тут несколько, констатирует генеральный директор маркетингового союза "Созвездие" Сергей Еськин. Прежде всего, дело в росте аптечной нагрузки на население. Ранее считалось, что на аптеку должно приходиться примерно 2200–2400 жителей. А сейчас цифры другие — от 1400 до 1900 в среднем. Здесь же — и малые доходы населения.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЛЮС НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
Проще говоря, конкурировать скоро будет некуда. И аптеке сейчас особенно важно задумываться о своей индивидуальности. Как замечает Дмитрий Любимов, очень полезное направление здесь — т.н. "отстройка ассортиментом". Редкое лекарство есть именно у вас, а не в точке крупной сети рядом.
"Когда понимаешь, что это бизнес, и основная его цель — доходность, то приходит и понимание, что потеря трафика неизбежна. Даже если у тебя самая дешевая, прекрасная аптека с удобным входом без ступенек, а рядом открывается другая — сколь бы плоха она ни была, часть людей пойдет туда. Потому что удобно. Или просто из любопытства, — объясняет Александр Миронов. — А значит главная задача в таких условиях — оптимизация ресурсов и повышение эффективности взаимодействия с каждым зашедшим человеком. Главное — понять, что в иных условиях и работать надо по-иному, а не так, как прежде".
Когда при стандартных схемах "уже все ясно", могут выручить нестандартные решения.
О ВЗАИМОВЫРУЧКЕ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН
Иными словами — конкурируем качеством, нестандартным подходом и высокой ответственностью: как ни странно, кризисные условия все чаще заставляют вспомнить об аптечной точности во всех рабочих процессах. Чем труднее ситуация — тем сильнее проявляется профессионализм фармацевтических специалистов.
При нынешней экономической обстановке в таком "режиме повышенной готовности" долго просуществовать нельзя — нужны опять же качественные изменения. Но уже на уровне тех стратегических задач, которые отдельной аптечной организации при всем желании явно не по плечу.
И, как обращает внимание Миронов, консолидации гигантов рынка можно противопоставить другую консолидацию. Как говорили еще на аптечном саммите в начале 2016 г. (!), в тяжелые времена девиз должен быть простым: "Возьмемся за руки, друзья..." Объединять усилия можно и по-разному. Например, если обмениваться опытом с небольшой аптекой из другого города (или из другого региона), градус конкуренции вокруг вас не окажется выше. И не забывать о роли информации в цифровую эпоху, роль которой трудно переоценить, по мнению и нашему, и заместителя генерального директора компании AlphaRM Татьяны Литвиновой. Кто владеет информацией — владеет миром.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РУБИКОН, или АДАПТИРОВАТЬСЯ К НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ
"2020 год будет для фармацевтического рынка одним из самых сложных — очень много регуляторных изменений будет реализовано в ближайшее время. Не все пройдут этот Рубикон, — предостерегает гендиректор ЦВ "Протек" Дмитрий Погребинский. — Однако хочется надеяться, что в новом году участники рынка будут помогать друг другу в сложных ситуациях, и ни при каких условиях не поступятся принципами добросовестного партнерства".
Большое количество регуляторных изменений — не всегда фактор отрицательный. Точнее, положительный при одном условии: когда имеется стратегическое видение и понимание взаимосвязей внутри системы. К текущей же ситуации в фармацевтическом секторе больше подходит слово "разрозненность". И не только потому, что фармация разлучена со здравоохранением.
"Для общей характеристики я бы произнес буквально одно слово — неопределенность. На мой взгляд, даже среднесрочная (а то и краткосрочная) перспектива аптечного сектора весьма непредсказуема, — комментирует Ярослав Шульга. — Можно адаптироваться к работе в тяжелых и неблагоприятных условиях, но к абсолютной непредсказуемости адаптироваться невозможно".
И первый источник такой непредсказуемости — неопределенное положение аптечной организации. Не до конца определив, что есть аптечное учреждение, сложно предложить фармации внятную и реализуемую стратегию развития.
КАК ВЫ ЯХТУ НАЗОВЕТЕ...
"Год завершается. Его нельзя назвать выдающимся с точки зрения результативности. Но я считаю, что в этом году закладывается основа для формирования кардинальных изменений в отношениях между всеми участниками, — прогнозирует Сергей Еськин. — Это нельзя назвать революцией, потому что изменения будут растянуты во времени. Но меняющиеся технологии, меняющийся покупатель-пациент заставят Фарму стать более прогрессивной и оперативной в плане скорости принятия и реагирования на вызовы и изменения. Хочется отметить, что ряд участников продолжает находиться в пассивном состоянии ожидания: выживут или нет? На мой взгляд, как бы ни была сложна ситуация, всегда сохраняется возможность отстоять свои достижения и продолжить путь вперед".
Смиренное принятие происходящего есть возможность... для других участников, подводит итог эксперт. Возможность удовлетворения своих амбиций и планов по приросту. Опуская руки, мы помогаем конкурентам: ведь если мы готовы согласиться, что фармацевтический рынок для нас не растет, вряд ли стоит ожидать, что нашим планам суждено будет сбыться.
А вот те, кто не принял падение рынка, активно работают с командой. Чтобы результаты, по крайней мере, совпадали с поставленными целями.
Прорвемся?