21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Фармобразование: точечный характер обучения

Проблема кадров и высшего образования остро стоит перед всем фармсообществом.
Аптеки испытывают дефицит кадров: работу в них выпускники фармацевтических факультетов воспринимают как место обучения перед поступлением на более престижную работу. Фармкомпании, куда так стремятся выпускники, вкладывают большие средства в обучение молодых специалистов — чаще всего это оправдано: дипломированные провизоры мечтают стать медпредставителями и бренд-менеджерами.

В фармпроизводстве нет номенклатуры должностей и регламентирующих требований к специалистам.
Знаний, полученных в вузе, для профессиональной деятельности не хватает.

Сложную проблему фармобразования пытаются решить простым способом: утвердить новые образовательные стандарты. По предложению Минобрнауки уже подготовлены несколько проектов ФГОС для студентов–медиков и студентов-фармацевтов. Министерство настаивает на необходимости пересмотреть требования к обучению, обращая особое внимание на актуальность информации и учебных пособий. Но главной новостью для фармсообщества стала предполагаемая отмена заочного и очно-заочного обучения по специальности «Фармация». Если запрет утвердят, тысячи фармацевтов не смогут стать провизорами, а это не только разница в зарплате (пусть и небольшая), но и препятствие для карьерного роста.

От Минобрнауки не отстает и Минтруда: проблему образования трудно отделить от проблемы кадров. Министерство труда и соцзащиты представило на обсуждение проект приказа, утверждающего стандарты образования фармацевта, провизора и организатора фармацевтической деятельности, разработанные в Российской    академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХ и ГС). В подтверждение качества документов разработчики приводят имена экспертов, принявших участие в обсуждении стандартов. В их числе — множество знаменитых врачей. То есть людей, имеющих  отдаленное отношение к фармации. Незнание специфики фармдеятельности отразилось в тексте всех фармацевтических стандартов, предложенных министерством и академией. В особенности — в требованиях к фармацевту и провизору (комментарий по проекту читайте на стр. 10).

Очередная попытка реформировать высшее образование вновь привлекла внимание к «учебному вопросу». Действительно, почему выпускников приходится переучивать не только производителю, который фактически взял на работу неспециалиста, но и аптеке, которая получила дипломированного провизора (т.е. высококвалифицированного сотрудника)? Заведующие аптеками отмечают у вчерашних выпускников нехватку знаний по фармакологии, анатомии, управлению и экономике фармации. Специалистам, которые должны были познакомиться с аптекой во время учебы в вузе, приходится осваиваться за первым столом после диплома. Они плохо ориентируются даже в дисциплине фармпорядка, т.е. не знают, почему одни лекарства лежат на одной полке, а другие — на другой, и с трудом находят нужные ЛС. Самостоятельная работа молодому провизору противопоказана, и поэтому к нему на какое-то время прикрепляют наставника из числа более опытных коллег.

Причины, по которым студент фармфакультета не успевает освоиться в аптеке и на фармпроизводстве за годы обучения, известны — нет учебной практики. Одним вузам и факультетам учебных баз не хватает, время практики в них ограничено. В других — учебной практики нет вовсе. И это большой финансовый вопрос для вузов —  как организовать практику, приобрести современные пособия и уговорить специалистов фармотрасли отвлекаться от работы и работать со студентами

Причины, по которым бывший  студент фармфакультета в аптеке не задерживается, также известны: падение престижа профессии; небольшая заработная плата; сплошные проверки; непосредственный и непростой контакт с покупателем; материальная ответственность за товар, в большинстве случаев лежащий в открытой выкладке в торговом зале. Кроме того, говорящее о дефиците кадров в фармации государство в лице Минобразования предложило отменить заочное и  очно-заочное (вечернее) образование. И это поистине удар по будущему — многие работающие студенты не могут позволить себе очное образование.

Зачастую на заочное отделение фармфакультета идут фармацевты с большим опытом работы. Для них это единственная возможность стать провизорами. Именно такие студенты – самые ответственные на фармфаке. В отличие от вчерашних школьников, они прекрасно понимают, зачем пришли учиться. Сегодня и провизоров, и фармацевтов не хватает в каждом российском регионе. Поэтому запрет на заочное образование обернется катастрофой для аптек, для их посетителей. Ведь в большинстве случаев в аптеке стремятся остаться ее старые сотрудники, а не молодые специалисты с фармфакультета. Выпускников волнует и зарплата, и социальный пакет, и возможности карьерного роста. Все это есть в фармкомпаниях, где недавний студент может рассчитывать и на зарубежную стажировку. Иными словами, молодые специалисты мечтают о финансовом благополучии и карьерном росте. А это от профессиональной области не зависит.

Между тем фармацевта и провизора уравнивают с продавцом не только в общественном мнении, но и в заработной плате. Приходя в аптеку, выпускник фармфака понимает, что финансовая ситуация вряд ли изменится. И делает выводы в пользу другого рабочего места. Что касается профессионального роста и новых впечатлений — эти возможности может дать лишь консолидация фармацевтического сообщества. При условии, что государство поддержит фармацию. Тогда станут возможными и стажировки провизоров в зарубежных аптеках и университетах, и их карьерный рост. Но пока аптеки вынуждены закрывать даже рецептурно-производственные отделы, а это еще один источник новых знаний, впечатлений и уважения пациентов. Фармация в нынешних условиях может выполнять далеко не все виды помощи пациенту, для которых она предназначена. Если бы ей дали возможность полноценно развиваться, проблема кадров в аптеках не была бы столь острой.

В фармпроизводстве ситуация несколько иная. Несмотря на политику государства по развитию отечественного фармпрома и повышению конкурентоспособности лекарственных препаратов российского производства, фармкадрам не уделено должного внимания. Нет номенклатуры должностей и регламентирующих требований к специалистам сферы фармпромышленности. Только с учетом этого можно формировать образовательные программы. В вузах (за очень редким исключением) нет специальности «Промышленная фармация». При этом  на фармфакультетах многих вузов вводят новые специальности, такие как фармацевтический маркетинг, бухгалтерский аудит и менеджмент. Фармпроизводители  вынуждены брать специалистов с непрофильным образованием. Нередко работники фарминдустрии имеют дипломы по специальностям, не имеющим отношения к фармации.

Жалобы фармпроизводителей на уровень профессиональной подготовленности молодых специалистов различны. Несмотря на расхожее мнение, что высшего образования, применимого на практике, не бывает, и вузовский диплом — лишь формальность для последующего приема на работу, недостаток знаний и умений лучше полного их отсутствия. Чем меньше в студента вкладывали в вузе, тем больше придется вкладывать работодателю. Во многих фармкомпаниях к каждому новичку на продолжительный срок прикрепляют личного наставника. Даже при отсутствии такого наставника молодые специалисты проходят огромное количество тренингов и семинаров. Для компании все это стоит времени и средств.

Многие производители осознали необходимость участвовать в подготовке кадров еще на этапе их обучения в вузе. Учреждаются стипендиальные программы, студенческие конкурсы и олимпиады — это инвестиции в свои будущие кадры. Иногда фармкомпании договариваются о сотрудничестве с вузами. Например, Пермская государственная фармацевтическая академия сама составляет образовательные программы для тех, кто работает в производстве ЛС (или планирует работать в этой сфере). Но на государственном уровне инициатива пока не поддержана. Образовательного стандарта по специальности «Промышленная фармация» не предложил даже Минобрнауки, заявляющий о необходимости идти в ногу со временем.

Пробелы в теоретических знаниях — не главная проблема аптеки и фармпредприятия. Выпускника вуза приходится учить навыкам работы в коллективе и умению общаться с другими людьми. Как сказал один из собеседников «МА», этот пробел мог бы восполнить любой вуз. Умение взаимодействовать с окружающими и разрешать конфликты необходимо всегда. Но почти нигде этому не учат, поэтому выпускникам придется самостоятельно учиться находить свое место в рабочей атмосфере, что потребует времени. Между тем, ситуацию разрешили бы и занятия по психологии общения и регулярные посещения аптек и фармкомпаний, где с первых месяцев учебы студенты знакомились бы с реальными рабочими ситуациями и учились бы решать возникающие вопросы. После получения диплома обстановка на работе не была бы непривычной для молодых специалистов.

Непрерывное профессиональное образование тоже остается обязанностью работодателя. За обучение сотрудников в лучшем случае отвечают профессиональные ассоциации, организующие семинары и лекции для своих участников. Но значительно чаще ответственность за последипломное обучение лежит на аптеке и производителе.

Подход к фармацевтическому образованию должен быть пересмотрен. Но невозможно добиться результата путем переписывания стандартов при отсутствии других мер. Практика в учебной аптеке  и на фармпроизводстве рекомендуется всем будущим специалистам, но у многих вузов нет финансовой  возможности реализовать это. Если государство не может решить проблему практики студентов и введения новых предметов обучения, быть может, необходим новый формат взаимодействия теории и практики — тесное сотрудничество вуза с аптекой и производителем?  В качестве объекта вложений может выступить и преподавательская деятельность сотрудников фармпрома в вузах, где учатся их будущие коллеги. А в качестве учебной аптеки — при нехватке средств у образовательного учреждения — практически любая аптека. Там, где теоретики и практики находят общий язык, специалисты становятся профессионалами. Но какое бы ни было получено идеальное образование, трудно не согласиться с нашим экспертом темы "МА": «Помимо сугубо научных знаний, самый важный профессиональный и бизнес–навык, который может дать государственная система образования выпускнику, — это умение самостоятельно непрерывно обучаться и умение эффективно общаться и сотрудничать с окружающими в постоянно изменяющейся среде».

_____________

22 человека (муж. — 4, жен. — 18) — студенты 4 курса фармацевтического факультета Воронежского государственного университета приняли участие в нашем опросе, ответив на вопросы:

1. Где планируете работать после того, как завершите учебу и получите диплом?

аптека – 10, фармкомпания – 8, другое – 4, из которых один уточнил: «В оптовой фирме».

2. Достаточно ли будет Вам для этого знаний и умений, полученных в университете? Все ответили: «Достаточно»

3. Насколько хорошо, с Вашей точки зрения организован учебный процесс на факультете?

Устраивает — 9 чел. Не совсем устраивает — 13 чел., уточняя: сильная загруженность аудиторными занятиями, сложность получения допуска к сессии, сложность сдачи экзаменов, трудности в понимании материала, наличие окон в расписании, нехватка литературы в библиотеке, отсутствие изданий в электронном виде.

4. Что Вы хотели бы изменить  в Вашем обучении?

Новые учебники — 4            Новые формы практики — 2           Больше семинаров — 2         Новые дисциплины — 4       Увеличение кол–ва час. по конкретной дисциплине — 16 (10 чел. конкретизировали — «Фармакология»).

5. На Ваш взгляд, необходимо ли заочное и очно–заочное обучение по специальности «Фармация»? — Все студенты выбрали вариант «Да».

Специализированные
мероприятия