04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Фармобразование: трудности перевода

После получения диплома жизнь только начинается. Вчерашний студент «сброшен с платформы современности» в бурлящее житейское море. Выплывать приходится самостоятельно: почти ни один университетский корабль не высаживает пассажиров в гостеприимную гавань выбранной профессии. Шлюпки – на воду, и…

Связь между высшим образованием и хорошей работой порой настолько иллюзорна, что вспоминается анекдот: «Хочешь удивить свой университет? Начинай работать по специальности!» Диплом, каким бы красным он ни был, не гарантирует будущего трудоустройства. В том числе по выбранной профессии.

Студенты, только пришедшие на фармфакультет, искренне хотят работать в аптеке. Есть и другие варианты: человек чувствует интерес к медицине, но учиться может только на заочном или вечернем отделении. Мечтает серьезно заниматься наукой и создавать новые лекарства – и надеется, что получит эту возможность. Но возможности сталкиваются с требованиями, а требования… друг с другом.

Чего требует от студента преподаватель? Хороших теоретических знаний – желательно по всем изучаемым предметам. Умения ставить научные проблемы и описывать их научным (т.е. не всегда понятным при прочтении) языком. А также посещаемости, успеваемости и так далее. Основной студенческой проблемой (в процессе обучения, разумеется) становится переизбыток теории (которую надо не только прочесть, но и выучить – неважно, о двадцати или о двухстах страницах материала идет речь) и недостаток практики (не везде, где учатся будущие фармацевты и провизоры, есть хотя бы учебная аптека). Попав на рабочее место, студент оказывается не в научном, а уже в реальном мире – и знакомится с жизнью во всех ее проявлениях. Как сказал один из наших собеседников, университет не может дать главного – опыта работы.

Как быть с «теоретичностью и непрактичностью» образования? Фармфакультет Первого МГМУ им. И.М. Сеченова предлагает собственное решение. Лекций – не более 30% от учебного расписания любого курса, т.е. не менее 70% занятий остаются практическими. Теория строго дозирована – и даже лекционные курсы приближаются к практике: пересказывать на них текст учебника по той или иной дисциплине преподавателям строго воспрещается. Студентам рассказывают то, чего они не найдут в книгах, – и предлагают решать актуальные проблемы фармации. Есть у факультета и учебная аптека: во время ролевых игр будущим провизорам часто «достается» от однокурсников так, как не «достанется» от самого привередливого покупателя. Роль клиента, с которым предстоит договориться первостольнику, студенты играют очень хорошо. Единственное «но»: аптека находится достаточно далеко от учебного корпуса. Вопрос о ее перемещении в стены альма-матер – в стадии решения…

Чего ожидают от молодого специалиста работодатели? Кандидата на должность провизора подробно опрашивают по фармакологии (по мнению выпускников, этот предмет оказывается самым важным и нужным). Желающих работать в зарубежной фармкомпании проверяют на предмет знания иностранных языков. Проблемы ждут недавнего студента вовсе не на собеседовании. Несмотря на то, что вузы, как правило, не содействуют своим выпускникам в поиске работы, найти место в той или иной аптеке Москвы – не проблема. Дефицит кадров заставляет работодателей смириться с необходимостью… повторно обучать дипломированных специалистов, прошедших полный курс подготовки провизора. Если молодой провизор готов учиться – проблема решаема.

Умение установить контакт с покупателем и найти нужный препарат с первой попытки – приходит вместе с опытом. Практические навыки, полученные на работе, гармонично сочетаются с теоретической базой, приобретенной в студенчестве. Быть может, лучше не дожидаться получения диплома, а начать сочетать их заранее?

Чтобы университет стал отвечать потребностям профессии, образованию и фарме стоит чаще встречаться в реальной жизни – а не только в слове «фармобразование». Когда работодатель приходит в институт, а преподаватель готов к сотрудничеству с ним – теория и практика становятся ближе. Теоретик рассказывает студентам о знаниях, необходимых для выбранной профессии, провизор или представитель фармкомпании – о различных «рабочих ситуациях» и путях их разрешения. Для полноценного образования и подготовки действительно грамотных специалистов – такое взаимодействие жизненно необходимо. Именно благодаря ему ожидания старшекурсников становятся ближе к реальности.

Ведь вопрос не только в том, чего требуют ОТ студента. Студент тоже требует достаточно многого. Мало кто из пятикурсников видит себя «за первым столом»: большинство мечтает о собственной аптеке и должности руководителя аптечной организации. Хватит ли на реализацию знаний у «специалиста без опыта»? Впрочем, выпускников – настоящих и будущих – можно понять: зарплата провизора невелика, а объем должностных обязанностей сочетается с ненормированным рабочим днем, большую часть которого приходится проводить на ногах, часто не имея возможности перекусить или немного отдохнуть. Условия в аптеке можно заслуженно назвать вредными. Дополняет их необходимость ориентироваться в меняющемся законодательстве (и находить общий язык с госслужащими, пришедшими в аптеку с проверкой), а также повышенная материальная ответственность: если покупатель приобрел не слишком дорогие лекарства и стоимость чека оказалась ниже определенной работодателем суммы, – провизора (во многих аптеках) ждет штраф. Человек зашел в аптеку и ничего не купил? Это также отразится на зарплате первостольника.

…Тем временем молодые специалисты готовятся взять в руки долгожданный диплом и отправиться в самостоятельное плавание. Многие выпускники искренне верят: главная цель аптеки – не маркетинг, а помощь пациенту…