30.04.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
30.04.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Аптека // Тенденции развития

Фармперспектива–2012

Существует много различных суждений о том, каким был прошедший год. Ситуацию на фармацевтическом рынке по итогам 2011 г. можно охарактеризовать словами: «Не все так плохо, поскольку может быть еще хуже». Коммерческий рынок лекарств вырос на 15%, парафармацевтики – на 10%, а в целом российский фармрынок вырос на 12% и составил 824 млрд руб. 

Шуляк Сергей Александрович
Генеральный директор компании DSM Group

Если рассматривать эти показатели в других валютах, то показатели прироста будут несколько иными. В частности, в долларах прирост составил 16%, а в евро несколько меньше – всего 10%. Таким образом, отчеты компаний перед европейскими штаб-квартирами выглядят не столь оптимистичными. Отечественный рынок все время зависит от бивалютной корзины, т.е. от соотношения доллара и евро, и реагирует соответственно в части повышения цен.

Российский рынок входит в десятку ведущих фармацевтических рынков мира. Это позитивный фактор, тем более что показатели прироста являются третьими в мире. Чуть более высокими темпами растут рынки Китая и Бразилии. Самый крупный в мире рынок – США, и 3%-ные показатели его роста в абсолютных цифрах все равно превышают показатели прироста российского рынка (6,7 млрд долл. против российских 2,7 млрд долл). Тем не менее, Россия остается в пятерке ведущих стран мира по приросту фармрынка. В Европе прирост рынка находится на практически нулевом уровне, отсюда приходит понимание стремления множества европейских производителей осваивать российский рынок.

По потреблению на душу населения Россия примерно в 3 раза отстает не только от США и Японии, но и от большинства европейских стран. Примерно два года назад президент России Д.А. Медведев ставил задачу довести среднедушевое потребление лекарственных препаратов в стране до среднеевропейского уровня. Однако факты неумолимы – за прошлый год среднедушевой прирост составил лишь 13,3%. При таких показателях догнать Европу представляется практически невозможным.

Было мнение, что прибавка к размеру зарплат и других денежных выплат населению приведет к росту потребления в аптеках. К сожалению, это оказалось не так. Денежный поток плавно обошел фармацевтику и ушел в других направлениях. Как показывает статистика, люди продолжают испытывать страх перед возможным финансовым кризисом, сокращая потребительские расходы, в т.ч. и на лекарства. Одновременно растет число выданных банками потребительских кредитов (на 39%) и количество частных банковских вкладов (на 35%).

Фармацевтический рынок тесно связан со всем, что происходит в экономике. Показатели прироста ВВП (4,2%) свидетельствуют о достаточно активном развитии народного хозяйства. По этому показателю наша страна не уступает Китаю, Германии и США. Однако если говорить о натуральных показателях, то этого совершенно недостаточно. Чтобы догнать уровень экономики ведущих европейских стран, при нынешних темпах роста нам потребуется 17 лет. При этом доля фармацевтического рынка в ВВП России остается стабильной на протяжении многих лет и составляет 1,4–1,5%, причем она росла лишь в кризисные годы (так было в 1998 и 2009 гг.), когда номинальный рост фармрынка превышал номинальный рост ВВП. Таким образом, если рассматривать прогнозы развития экономики страны с точки зрения перспектив фармацевтического рынка, то каких-то резких скачков в его развитии нам ждать не следует. Чудес также ждать не стоит, поскольку нашему фармрынку свойственны те же механизмы регулирования и саморегулирования, что и в странах с развитой экономикой.

По данным Росстата, инвестиции в фармацевтическую отрасль составили в 2011 г. лишь 12 млн долл. Однако, по нашим данным, они составили порядка 700 млн долл. Разница в цифрах иллюстрирует разницу в методиках подсчета, которые в первом случае не учитывают срок от проектирования нового предприятия до выпуска пробной партии, т.е., по сути, средства, отдачу которых мы сможем увидеть лишь по истечении как минимум 5 лет.

Если говорить о росте объемов российских производителей, то можно в очередной раз констатировать, что они пока отстают по данному показателю от зарубежных коллег. Рост импорта фармпродукции в рублях в 2011 г. составил 9%, а рост отечественного производства составил всего 2%. В предыдущие годы рост отечественного рынка был существенно больше: в 2010 г. объем иностранного производства в России был на уровне 22%, а российских производителей – 33%.

Важный показатель, по которому всегда осуществляется мониторинг, – рост рынка в рублях относительно упаковок. В периоды экономических кризисов объем в упаковках всегда падает. Корреляция всегда существует, однако основным драйвером рынка является рост стоимости упаковки. При этом рост стоимости упаковки не всегда несет негативный оттенок, он может быть как инфляционным, так и структурным, говорящем о смещении потребления в сторону более дорогих препаратов. Что касается роста индекса цен, то необходимо отметить, что в последние кризисные годы рост стоимости упаковки лекарственных препаратов был выше, чем в целом рост цен по потребительским рынкам. Если до кризиса цены на лекарственные препараты несли определенную социальную функцию и были существенно ниже, то после кризиса прирост стал больше, и, таким образом, происходит компенсация тех потерь, которые случились за время кризиса.

В 2011 г. прирост объема продаж препаратов Перечня ЖНВЛП составил в рублях 10% и 4,5% – в упаковках. В то же время, по препаратам, не входящим в Перечень ЖНВЛП, и рост цен на которые не ограничивался, было отмечено падение на 1% продаж в упаковках.

Еще одной из отмеченных тенденций прошедшего года является отказ многих российских производителей от выпуска малоэффективных дешевых препаратов. Если стоимостной объем продаж российских производителей увеличился на 14,8%, то в натуральном выражении рост приближается к нулевому показателю. Объем производства зарубежных компаний вырос в рублях на 12%, а в упаковках – на 3%. Происходит то, чего стоило ожидать. И это неплохо. На производстве дешевого анальгина и активированного угля современную фармпромышленность в стране не построишь. Тем более невозможно окупить многомиллионные инвестиции доходами от производства старых неэффективных препаратов.

Если говорить об итогах 2011 г., можно констатировать, что финальные показатели рынка в большей степени обеспечены показателями конца II – начала IV кв., когда увеличилось потребление и пошел поток покупателей в аптеки. По данным Минздравсоцразвития на август пришелся всплеск числа инфекционных заболеваний в стране, что послужило импульсом для ускоренного роста рынка, начиная с этого периода, и спасло многие аптеки от отрицательных результатов по итогам года. Летний провал и осенне-зимний всплеск оказали решающее значение и на формирование результатов года и по упаковкам. По нашему мнению, фармрынок живет двумя основными точками – весенней (февраль – апрель) и осенней (сентябрь – декабрь).

Цены на лекарственные препараты, не входящие в Перечень ЖНВЛП, в 2011 г. росли быстрее, и их рост составил 11%; по препаратам с предельной торговой наценкой рост составил 3,3%, а в целом по рынку – 8,8%. Рост цен на ЖНВЛП объясняется особенностями методики расчета, привязанной к бивалютной корзине, поэтому в зависимости от колебаний курсов валют, цены и на эти препараты могут меняться. К концу 2012 г. МЗСР РФ готовится представить новую методику регистрации и расчета цены на ЖНВЛП. Необходимость разработки новой методики возникла из-за намерений ввести систему обязательного лекарственного страхования, которое подразумевает наличие стандартной цены, по которой компенсируется стоимость того или иного препарата.

Дешевые препараты вымываются из оборота по объективным причинам. Это происходит в соответствии со структурными изменениями рынка, которые наблюдаются на протяжении последних 10–15 лет. Так и должно быть. Образованность людей повышается, и многие понимают, что лучше купить более эффективный и более дорогой препарат и получить желаемый эффект излечения через 4–5 дней, чем лечиться по старинке и болеть в итоге 1,5–2 недели. Осознание этих процессов происходит как у врачей, так и у пациентов.

Если говорить о терапевтических группах, то, как в рублях, так и в упаковках, в 2011 г. лидировали анальгетики. Следующими идут медицинские приборы. К сожалению, замечательная тенденция, которая складывалась в 2006–2008 гг., когда доля парафармацевтики в аптеках возрастала и позволяла увеличивать рентабельность розничной торговли, судя по итогам 2011 г., перестала существовать. В настоящее время парафармацевтика опустилась до уровня 22%, а те прогнозы, которые давались на 2011 г., не сбылись.

Если говорить о том, что происходит в различных аптечных сетях, то можно констатировать отсутствие единого подхода или стандарта по формированию аптечного ассортимента в части парафармацевтики. В каждой сети или аптеке действуют согласно своему пониманию рынка.

Долевая структура продаж парафармацевтики в целом сохраняется. Колебания по различным ее сегментам находятся в пределах 1–2%. Лидирующие позиции в продажах парафармацевтики остаются за косметикой (22%). В целом по итогам 2011 г. выросли практически все типы товаров в аптеках и они стали более рентабельны. Явления кризиса отразились даже на структуре продаж косметики. Если раньше доля различных сегментов косметики в денежном выражении (косметика масс-маркета, лечебная косметика и косметика премиум-класса) была примерно одинакова, то в 2011 г. произошло некоторое переформирование спроса, и косметика масс-маркета (29%) и дорогая косметика (29%) уступили лечебной косметике (42%). Вклад в эти изменения сделали и сами производители, переместив часть своего ассортимента из аптек в сетевые магазины. В частности, 40%-ный рост продаж зубных паст обеспечивается в основном за счет роста продаж в супермаркетах.

Несмотря на отрицательную динамику, лидерство на рынке косметики сохраняет Vichy (42%). В лечебной косметике нет глобальных лидеров, занимающих более 10% рынка, в этом сегменте лидером остается «Софья».

Если говорить о прогнозах на будущее, стоит отметить, что российский фармрынок обладает хорошим потенциалом дальнейшего роста. Потребление ЛП растет, и стабильность этого потребления будет в дальнейшем на уровне 12–15%. Положительный прирост для рынка будет также обеспечен введением обязательного лекарственного страхования.

По материалам конференции ААУ «СоюзФарма» «Аптечный бизнес: тенденции, возможности, перспективы», 06.04.12

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики тенденции развития:
Суверенизация фармации — плюсы и минусы (ч. 1)

Суверенизация в современном понимании — это процесс обретения политико–государственной, экономико–технологической и ментально-психологической независимости в условиях глобального управления рисками в интересах общества и его безопасности.

Я продавец или все–таки фармацевт?

Профессиональное сообщество "Фарма РФ" регулярно проводит на своем сайте опросы фармацевтов и провизоров. На этот раз работникам фармацевтической розничной сферы предложено было порассуждать, что такое аптека, торговое предприятие или учреждение здравоохранения?

XXI век: Новая фармацевтическая реальность

Ситуация Х. COVID-19: начало апокалипсиса или сейсмический удар по фундаменту цивилизации?
Эпизод 5. SARS-CoV-2 vs Homo sapiens sapiens… (ч. 5/2)

Главное — сделать правильные выводы из всего произошедшего

Пандемия COVID–19 стала самым серьезным вызовом, с которым столкнулся мир. Многие люди шокированы и с тревогой всматриваются в будущее, понимая, что серьезные перемены в их жизни неизбежны. Подобно другим эпохальным событиям, эта пандемия уже привела к фундаментальным сдвигам в общественном укладе и мышлении людей.

Единичные аптеки: почему все–таки они держатся?

Недавно довелось прочесть на сайте одной аптечной сети, что единичная аптека — исчезающий вид. И что лучшее будущее для аптеки–одиночки — вхождение в состав какого–нибудь из гигантов аптечного рынка…

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban