Как изменился фармрынок за десятилетие
Общие характеристики современного фармрынка — консолидация и укрупнение фармрозницы, снижение товарных наценок, при этом рост объемов коммерческого аптечного сектора и уменьшение госсектора лекарственных закупок.
По словам директора по развитию аналитической компании DSM Group Максима Лисицына, наценка на аптечные товары снижается: если в 2014 году она составляла 34,5%, то теперь 23,7%. Средневзвешенная стоимость упаковки сегодня составляет 355 рублей. Повышение цены у производителя не всегда отражается на стоимости в аптеке благодаря маркетинговым контрактам и высокой конкуренции.
Продолжают открываться новые аптеки. За I полугодие их количество выросло на 3500 точек. Лидерами по приросту остаются крупные федеральные сети. При этом ТОП-20 из них стали управлять в 4 раза большим количеством аптек, чем 10 лет назад. Следует отметить, что в нашей стране один из самых высоких показателей плотности аптек на душу населения, но на практике он зависит от федерального округа. Больше всего точек работает в Крыму, Южном и Центральном округах.
Помимо «каменных» аптек, развивается онлайн-сегмент. За 10 лет он занял 13% рынка.
Прогноз состояния фармрынка довольно оптимистичен — рынок продолжит прирастать. В августе 2024 года его рост составил 17%, на него сильно влияют общая инфляция и укрупнение упаковки.
Эксперты предполагают, что в будущем он продолжит развиваться за счет коммерческого сегмента и по предварительным оценкам увеличится на 8,9%.
E-com и фармконсультирование
Одно из нововведений последних лет, изменившее отпуск препаратов, — их дистанционная продажа и доставка. Многих участников отрасли волнует вопрос, удастся ли организовать эти процессы с соблюдением всех строгих требований, как при обычной реализации — температурный режим и консультации фармспециалиста. Ассистент кафедры Медицинской информатики и телемедицины Медицинского института РУДН, к.ю.н. Михаил Варюшин обращает внимание, что при дистанционной продаже лекарств покупателя необходимо информировать о показаниях к применению препарата, его цене, сроке годности, условиях отпуска, правилах хранения и взаимодействии с другими лекарствами. Это можно сделать посредством консультирования уполномоченным работником или размещения в предложении о продаже лекарства полного текста последней актуальной инструкции по медицинскому применению. В таком случае фармацевтическое консультирование необязательно. Но что делать, если человек хочет получить именно консультацию, а не просто читать инструкцию или узнавать про конкретные препараты? Михаил Варюшин предлагает найти ответы на следующие вопросы и закрепить их на законодательном уровне:
- Можно ли оказывать на сайтах платные информационные услуги и кто может это делать?
- Не будет ли это квалифицировано как оказание телемедицинских консультаций без лицензии?
- Нет ли в таком случае нарушения правил дистанционной покупки лекарств?
Когда возврат лекарств возможен
Даже при покупке лекарств в аптеке, дорожащей своей репутацией и соблюдающей все обязательные требования, есть вероятность приобретения некачественного товара, причем выяснить это можно не сразу. Тогда его можно вернуть, но строго в определенных случаях.
Главный юрисконсульт ООО «ЮрВелес», член Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения Вячеслав Пикорский отмечает, что статистика выявления некачественных лекарств разнится: МВД определяет, что число таких препаратов составляет 15%, Росздравнадзор — 0,07%, а Торгово-промышленная палата РФ — до60%. Но, даже не беря во внимание такой числовой разброс, следует признать: проблема существует и требует решения.
Напомним, что за реализацию фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных и незарегистрированных лекарств следует административная ответственность — импортер, поставщик и аптека могут быть оштрафованы на сумму от одного до пяти миллионов рублей, а если их оборот превысил 100 тыс. рублей, то и уголовная — сроком до 5 лет лишения свободы.
Следует отметить, что количество некачественных препаратов снизилось в несколько раз после введения обязательной маркировки. Система «Честный знак» сохраняет всю цепочку перемещения препарата, а покупатель с помощью приложения может удостовериться в подлинности лекарства самостоятельно. Также на сайте Росздравнадзора есть сервис, где можно проверить, не является ли лекарство бракованным. Если препарат находится в этом списке, то он подлежит возврату без экспертизы.
Недостатки лекарств бывают видимыми и скрытыми. К первым относятся помятая упаковка, повреждение (например, таблетки разломаны), отсутствие части таблеток или инструкции, а также ошибки в ней. Среди скрытых дефектов часто встречаются различные недостатки действующего вещества. Узнать о них можно через центры контроля и сертификации лекарственных средств. Если состав отличается от заявленного в инструкции, то деньги должны вернуть. Однако лаборатории проверяют не эффективность препарата, а его соответствие нормам. Поэтому деньги не вернут, когда описание и состав соответствуют заявленным в инструкции, лекарство неэффективно персонально или относится к гомеопатическим средствам. В среднем экспертиза занимает 3-4 недели.
Итак, лекарство подлежит возврату, если оно некачественное, даже после начала использования. По субъективным причинам сдать его нельзя – нужно доказать несоответствие нормам. Поэтому купленный препарат лучше осматривать, не отходя от кассы, особенно если он дорогой.
По материалам 31-ого Международного фармацевтического форума-выставки «АПТЕКА 2024».
Источники:
.
Лисицын Максим Николаевич, директор по развитию аналитической компании DSM Group
.
Варюшин Михаил Сергеевич, ассистент кафедры Медицинской информатики и телемедицины Медицинского института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), кандидат юридических наук
.
Пикорский Вячеслав Анатольевич, руководитель юридической службы Страховой компании «СОГАЗ-Мед»; руководитель юридической службы МЧУ Нефросовет; главный юрисконсульт ООО «ЮрВелес»; член Ассоциации юристов и медиаторов 4Legal; медиатор, член Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения