Значимый вклад в рост цен вносят фармацевтические производители. Дистрибуторы балансируют на незначительных изменениях наценок. Аптеки выживают в строго установленной наценке на ЖНВЛП и рискуют потерять потребителей остального аптечного ассортимента из-за небольшой разницы цен на него.
Ситуация с доступными лекарствами такова, что Президент России дал правительству поручение: до 29 апреля сделать все, чтобы жизненно важные и приемлемые по цене лекарства совсем не исчезли из аптек.
Приостановление производства лекарств, подорожание кредитов для производителей и дистрибуторов, рост цен на все, сокращение отсрочек платежей для аптек — все это можно было предсказать задолго до санкций и кризиса, считают эксперты рынка. Ведь сегодняшние проблемы — лишь симптомы глубинных противоречий, которым вынуждена следовать российская фармацевтика.
Цены на лекарства становятся выше, когда у производителя, дистрибутора и аптеки есть возможность не отказываться от препаратов. Но порой нерентабельное средство проще снять с производства или не закупать.
Аптеки сокращают товарные запасы и перестают приобретать все больший спектр продукции из–за фактора рентабельности, отмечает управляющий директор фармдистрибутора "Интер–С Групп" Настасья Иванова. Чаще всего в розницу не попадают новые лекарственные бренды…
Что касается фармацевтических компаний, то, как сообщает Федеральная антимонопольная служба, с производства уже снято 197 отечественных препаратов дешевле 50 руб. На очереди — еще 160. Но говорить, что вместо импортозамещения на российском фармрынке происходит "импортом замещение", – не совсем верно. Падение рубля ударило и по зарубежным препаратам. Поставки импортных лекарств дешевле 50 руб., по данным RNC Pharma, в 2015 г. сократились на 22,6%. Как заметила министр здравоохранения Вероника Скворцова, уменьшился и ассортимент жизненно важных средств заграничного производства — на 8–9%. И цифра эта будет расти.
Причину трудностей, которые испытывает сегодня фармацевтический рынок, стоит искать не только и не столько в цене. Изменения в регулировании цен необходимы, но они устранят не первопричину проблемы, а часть ее последствий. Вместе с поддержкой "жизненно важных" в фармацевтический сектор должно прийти и лекарственное страхование. На лечении наши сограждане экономят в последнюю очередь, но…
Судя по поведению посетителей в аптеках, эта последняя очередь наступила. Более дешевые аналоги на сайтах поиска лекарств в Интернете сегодня ищет большинство их посетителей. А ради того, чтобы купить выбранное лекарство дешевле, многие готовы обойти все аптеки в своем районе. Порой человек отказывается приобретать препарат, который аптека заказала специально для него, только потому, что по дороге он заглянул к дискаунтеру и увидел более привлекательную цену.
Говорить о штрафах за завышение цен аптеками в такой ситуации вряд ли стоит: экономический кризис обострил ценовые войны. Соседство с дискаунтером и раньше было проблематично выдержать, теперь же оно ставит единичную аптеку или небольшую сеть на грань выживания. Отсрочки платежей сократились: перечислять деньги дистрибуторам иногда приходится не через 30, а через 14 дней. Но, стремясь за выгодной ценой, покупатель уменьшает конкуренцию на аптечном рынке и со временем столкнется с тем, что уцелевшие компании поменяют цифры на ценниках.
Все чаще аптеку вспоминают, когда заходит речь о главном парадоксе фармацевтического рынка — парадоксе социального и коммерческого. Фармацевтическая помощь и фармацевтический маркетинг. Провизоры и продавцы. Обязанность заботиться о здоровье граждан и вынужденная необходимость выживать по законам рынка. Но аптека вовсе не одинока. В коммерческих правах и социальных обязанностях живут и фармацевтический дистрибутор, и фармацевтический производитель. Для предприятий, производящих препараты из Перечня ЖНВЛП, это противоречие особенно остро. Доступная цена, по которой должен получить лекарство пациент, оборачивается убытками для фармацевтического сектора, которому все сложнее трудиться на благо того же пациента.
Обеспечить человека лекарством по приемлемой цене — социальная задача, почему–то возложенная на плечи бизнеса, замечает руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group Ярослав Шульга. И эту социальную обязанность необходимо уравновесить социальными правами. Одним из них могли бы стать налоговые льготы — для аптек, фармдистрибуторов, фармпредприятий, выпускающих ЖНВЛП. Другое решение вопроса — государственный заказ на "жизненно важные" и гарантированный регулятором спрос на них. Проще всего осуществить его в рамках лекарственного возмещения. А вот субсидирование убытков — не выход.
Низкий ценовой сегмент ЖНВЛП стоит передать госкорпорациям, считает генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. Лекарства дешевле 50 руб. высокой маржинальностью не отличаются, но имеют исключительную социальную важность. Так почему бы за них не взяться тому же "Ростеху"? Тем более что шанс проявить себя действительно уникален…
Устранить фармацевтический парадокс коммерческого и социального можно и другим способом: сделать лекарственный рынок рынком в полном смысле этого слова. Тогда коммерция получит все коммерческие привилегии. Но за медикаменты платит пациент. И как только регулирование цен станет приемлемым для бизнеса, оно сможет быть приемлемым для покупателя разве что в сочетании с лекарственным возмещением. На лекарствах наши граждане экономят уже сейчас.
"Отсутствие полномасштабной системы лекарственного обеспечения в России делает крайне проблематичным доступ населения к высокоэффективной современной лекарственной терапии, особенно это касается пациентов с тяжелыми или хроническими заболеваниями", — вполне обоснованно утверждает Дмитрий Ефимов, генеральный директор АО "Нижфарм". В самом деле, система лекарственного обеспечения населения у нас не рыночная, а какая–то базарная, — нет разумного планирования потребности и закупок, все делается урывками и похоже на латание дыр и решение своих частных интересов, а не проблем населения
В одном аспекте производитель, дистрибутор, аптека и пациент равны. Проценты по кредиту в банке все они будут выплачивать по рыночным законам. А это не делает лекарственные средства дешевле, а покупателя — платежеспособнее. Отечественным фармацевтическим предприятиям уже субсидируют процентную ставку, но такие программы еще не стали всеобщими. И для решения проблемы этого мало. А на законодательный акт, который установил бы особые условия кредитования для фармацевтического сектора, можно только надеяться.
Второе противоречие фармацевтического рынка — импортозамещение без импортозамещения субстанций, на долю которых, как известно, приходится 70–80% себестоимости лекарства. Разрешить эту проблему — вопрос времени. На отечественное производство фармацевтического сырья тоже начали выделять субсидии. Первых серьезных результатов стоит ждать через три–четыре года. Примерно столько времени требуется для вывода на рынок новой фармсубстанции. Или для замены уже существующей.
Пока расходы на лекарства были более–менее "подъемными" для пациента, а курс доллара составлял 35–40 руб., о противоречиях, движущих фармрынком, мало кто задумывался. Как о хронической болезни, которая долгое время о себе не напоминает.
Когда грянул экономический кризис, "хроника" обострилась до экстренного состояния. Регулирование цен дало сильнейшие побочные эффекты. А рост цифр на ценниках оказался той самой температурой, которая говорит о серьезном заболевании и не снижается, пока лечение не становится правильным.
Первым шагом к исцелению станут изменения в ценообразовании. Лекарства в аптеках появятся, но будут дорогими для многих пациентов. Чтобы вынужденная экономия среди покупателей не ударила по всей цепочке доставки, эксперты Союза профессиональных фармацевтических производителей предлагают одновременно с корректировкой регулирования цен активно внедрять лекарственное возмещение. Кстати, о назревшей необходимости последнего говорят многие эксперты фармрынка.
Чем сложнее экономическая обстановка, тем труднее фармацевтическому рынку балансировать в подвешенном состоянии между коммерческим и социальным, а иногда уже и просто зажатым на этом «прокрустовом ложе". Но если чаша весов склонится в сторону рынка в строгом смысле этого слова, ни пациенту, ни бизнесу это не поможет.