Где взять кадры для
фармацевтической отрасли?
10 марта в Москве
представители фармацевтической отрасли собрались обсудить проблему человеческих
ресурсов в фарминдустрии. Несмотря на то, что кризис 2008 г. фармрынок перенес
достаточно стойко, расклад сил на рынке труда серьезно изменился именно в тот
период времени. Если раньше это был рынок соискателей, то сегодня в лучших
условиях находится работодатель. Какие специалисты сегодня наиболее
востребованы, какие новые профессии появились, где готовят кадры для отрасли,
как заинтересовать молодых специалистов, чего ждут друг от друга работодатели и
соискатели? На все эти вопросы попытались ответить участники круглого стола.
Дмитриев Виктор
Александрович
Генеральный директор АРФП, член Совета по развитию фармацевтической
и медицинской промышленности при Правительстве РФ
Когда мы говорим о фармацевтической отрасли, мы имеем в виду
не только производителей, но и тех, кто работает в дистрибуции, логистике и
рознице. Но мне хотелось бы сделать акцент на проблемах фармпроизводителей. За
относительно короткий период времени, 5 лет, российские производители
фармпродукции прошли большой путь в плане приобретения новых квалификаций,
становления новых профессий и специальностей. В советское время основной задачей
предприятия было производство лекарств, продвижением и рекламой никто не
занимался. За это отвечала система распределения по аптекам и больницам. В
Советском Союзе был неплохой научный потенциал, о чем свидетельствует тот факт,
что лекарства работали, да и в космос мы летали. Но сегодня ситуация
изменилась. Появились новые профессии и компетенции. Произошел определенный
разрыв между нашей системой образования и теми потребностями, которые возникли
на рынке за последние годы.
АРФП изучила ситуацию на российских фармпредприятиях с
большой историей. Они столкнулись с тем, что средний возраст технологов на
производстве составляет 60 лет (!). Молодежь не идет в эту специальность,
которая считается непрестижной и малооплачиваемой. Да и наши вузы не успевают
готовить востребованные кадры. Стандарты образования остались на уровне
30-летней давности.
Несмотря на то, что открыто много курсов и кафедр, единой
системы подготовки в стране не существует, что нас настораживает. В нашей
стране объявлен переход фармпредприятий на стандарты GMP в 2014 г. Непонятно, кто будет
готовить специалистов для отрасли в новых условиях работы. А где взять
преподавателей? Какие дипломы будут выдаваться? Помимо технологов, встает
вопрос и о подготовке инспекторов.
Времени до 2014
г. остается все меньше. Нужно успеть решить вопросы
образовательных стандартов. Впервые серьезно на высоком уровне вопрос о
подготовке и переподготовке кадров был поставлен на совещании под
председательством премьера В. Путина в июле 2008 г. в Курске. По
результатам заседания было решено провести работу по оптимизации структуры
подготовки кадров и пересмотру с учетом международных требований
государственных стандартов среднего, высшего и дополнительного
профессионального образования. Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ и
Минпромторг РФ занимаются этим вопросом, к сожалению, затягивая его решение.
Также по итогам заседания было решено разработать Стратегию развития
отечественной фармацевтической промышленности до 2020 г. Этот документ
предполагает несколько направлений движения фармотрасли вперед. Основные из них
– дженериковое импортозамещение и локализация производства.
Один из пунктов Стратегии-2020 посвящен вопросу подготовки
кадров.
65 тыс. человек – таково количество занятых на сегодняшний
день в производственной сфере фармотрасли. Но это не точная цифра, АРФП не
может подсчитать, сколько же производств работает у нас в стране. У кого-то
есть лицензия, но нет производства. Или наоборот. Для продвижения фармотрасли
вперед планируется подготовить более 10 тыс. специалистов. Распределение этих
специалистов должно быть в следующих пропорциях:
– для научных исследований (химики, биологи) необходимо
обучить порядка 3,5 тыс. человек, на эти цели будет затрачено около 12 млрд 600
млн руб.;
– потребуются порядка 450 индустриальных и научных
специалистов;
– 850 фармакологов и клиницистов;
– 2 тыс. технологов по GMP;
– 2 тыс. управленцев;
– 1500 инновационных менеджеров фармотрасли.
Порядка 7 млрд руб. будет потрачено на повышение мобильности
ученых, учитывая кластерные основы строительства фармотрасли.
Но планы производителей не очень сочетаются с теми
номенклатурами и направлениями подготовки, которые официально утверждены
Минобрнауки РФ в 2005 г.
До сих пор они не пересмотрены. Целый набор специальностей, который заложен
сегодня в Стратегии-2020, не соответствует потребностям фармотрасли.
Специалисты вынуждены получать дополнительное образование за рубежом, но
иностранный диплом не признается в России, а российский диплом не признается за
границей.
Минздравсоцразвития РФ считает, что подготовка специалистов
– это не их сфера. Судя по внутренним приказам министерствам, по специальности «фармация»
они должны готовить специалистов в сфере управления экономики, фармацевтической
технологии, фармхимии и фармакогнозии. Фармтехнология на уровне документов
Минздравсоцразвития РФ – это организация процесса изготовления ЛС в условиях
аптек, определение запасов лекарственного растительного сырья в природе. О
производстве в этих документах не сказано ни слова.
Откуда мы будем брать кадры для фармацевтического производства?
Регионы пытаются решать эти вопросы самостоятельно.
Например, в Ярославской обл. готовят специалистов не только с высшим, но и со
средним образованием. Подобные специалисты также крайне необходимы для
производства.
Сегодня главный вопрос – переход фармотрасли на стандарты GMP. Нужно заняться
подготовкой специалистов непосредственно для производства, а также тех, кто
будет контролировать деятельность предприятия. Этим вопросом занимается
Минпромторг РФ. А вот заказчиком образовательного стандарта является
Министерство образования и науки РФ. Сколько я и мои коллеги не общались со
специалистами, все говорят, что это консервативное ведомство, изменения там
проходят тяжело.
Россия достаточно активно движется в ВТО и Таможенный союз.
Сегодня стандарты производства и регистрации ЛС у нас не совпадают даже внутри
Союза. Не совпадают они и с требованиями ВТО. Поэтому, думая об образовательном
стандарте, за который сегодня формально отвечает Минобрнауки РФ, мы должны
думать о том, как мы с этим стандартом будет жить в Таможенном союзе и ВТО.
Мы также должны задуматься и о новых квалификациях,
специальностях.
Предлагаю свое видение названий новых специальностей с
учетом специфики российской действительности.
– «Регистратор» – должен обладать не только набором соответствующих
знаний, но и быть физически сильным человеком, способным выдерживать ночные
бдения в любую погоду в очередях к чиновникам, а также психологом, умеющим
взаимодействовать с регулятором рынка.
– «Регулятор» – должен понимать нюансы происходящих изменений
в фармсфере. По подсчетам экспертов, начиная с 1991 г. около 65 серьезных
законодательных изменений произошли в нашей стране, так или иначе повлиявших на
фармацевтическую сферу (налоговые, кадровые, регуляторные).
– «Эксперт» – должен нести ответственность за свои решения,
особенно в регуляторной сфере.
– «Нормотворец» – специалист, обслуживающий
нормативно-правовое сопровождение отрасли. Известно, что качество Федерального
закона №61-ФЗ оставляет желать лучшего. Никто не учит писать законы. А в Германии,
например, готовят подобных специалистов.
– «Продвиженец» – специалист по продвижению ЛС, легитимно
взаимодействующий с медицинским сообществом.
Сегодня АРФП реализует несколько проектов в сфере
образования. Ассоциация курирует проведение Всероссийской студенческой
фармацевтической олимпиады, которая успешно прошла в этом году в Ярославле.
Также мы планируем, но это только пока на стадии «задумки», организацию летнего
лагеря для молодых специалистов по типу Селигерского слета молодежи, куда бы мы
пригласили представителей фармкомпаний и образовательных учреждений.
Хотелось бы отметить, что не всегда специалист с «красным»
дипломом востребован работодателем, не всегда его знания необходимы. Сегодня в
приоритете креативный подход к работе. Обладая творческой жилкой, успеха
добьются даже те, кто не обладает идеальными знаниями.