Главное — максимальная доступность лекарства для пациента
Петров Александр
Руководитель подкомитета по обращению лекарственных средств, развитию медицинской и фармацевтической промышленности Комитета Госдумы по охране здоровья
Мы должны установить такие цены, чтобы на первом месте стояло наличие лекарства в аптеке, а на втором - экономия бюджетных средств или средств пациента. Тогда дефектура снизится.
Увы, сегодня мы видим обратное. Все больше и больше лекарств "вымывается" из обращения — особенно в дешевом сегменте. Еще не поздно вернуться к другой системе ценообразования, еще не поздно разрешить фармпредприятиям производить без регулирования цены лекарственные препараты стоимостью уже не до 100, а до 200 руб. При этом мы должны сделать все, чтобы эти доступные по цене лекарства были приняты аптеками и по возможности были в приоритете перед дорогостоящими импортными аналогами (если речь о препаратах с одним и тем же действующим веществом).
Кроме того, большую роль в доступности лекарственной терапии могут сыграть и производственные аптеки. В вопросе о них сегодня единодушия нет, но уверен: производственные аптеки нужны. И особенно нужны детям. Необходимы аптечные организации, где специалисты могут изготовить препарат в иной лекарственной форме, в иной дозировке…
Подчеркну, главная цель — это максимальная доступность лекарства для пациента. Ее достижением обусловлена и такая инициатива в нашем законопроекте, как организация передвижных аптечных пунктов. Это необходимо, чтобы аптеки могли выезжать в удаленные или труднодоступные районы и отпускать жителям лекарства в надлежащих аптечных условиях. В данном аспекте может быть полезным и стремление "Почты России" заниматься аптечной деятельностью. Важно не оставить без лекарства человека, живущего в малом населенном пункте. Вопрос географической доступности фармацевтической помощи нуждается в своем решении.
В целом разработанный нами законопроект адресован пациенту. Он должен защитить интересы человека, которому в данный момент необходимо лечение. И, прежде всего, нужно, чтобы пациент получил качественную фармацевтическую помощь. Это означает, что он проинформирован специалистом об особенностях применения лекарства, что ему выдан настоящий препарат (а не поддельный и не контрафактный). Важна и возможность самостоятельно проверить лекарство на подлинность, в реализации которой также помогут сотрудники аптеки.
Приходя в аптеку, посетитель должен увидеть различные лекарственные препараты, принадлежащие одному МНН. Мне кажется, это стоит реализовать в автоматическом режиме: например, информация может высветиться на большом мониторе, где отобразятся различные торговые наименования лекарства и их цены для одной и той же дозировки. Чтобы пациент мог выбрать, что же он хочет приобрести, и был проинформирован о том, что это одинаковые лекарственные препараты с одинаковым клиническим эффектом.
Безусловно, законопроект направлен и на сдерживание роста цен в аптечных организациях. Те ограничения, которые есть сегодня, неэффективны. Они не работают. К сожалению, в трудные периоды многие аптечные сети поднимают цены, и это утверждение несложно подтвердить фактически. И, возможно, вопрос требует системного решения, не только в розничной части фармсектора.
Хотел бы обратить внимание и на те риски, которые законопроект должен минимизировать. Первый риск - риск монополизации аптечного сегмента. Серьезную консолидацию мы видим уже сейчас… Важно сохранить небольшую, индивидуальную аптеку. К тому же, любая монополия ведет к однозначному результату: крупнейшие игроки получают все возможности диктовать условия и не преминут воспользоваться этим исключительным преимуществом. Правильно ли допускать такой сценарий и полезен ли он, в т.ч. самим аптечным организациям?
Второй риск связан с итоговыми наценками на лекарственные препараты, которые мы видим уже в аптеке. Сегодня они нередко достигают 50-60% от заводской цены, а в некоторых аптечных организациях — и все 100! При этом аптечные сети часто диктуют фармпредприятиям условия отсрочки платежей продолжительностью в несколько месяцев.
Речь не о крупных фармацевтических компаниях — наши российские производители только-только встают на ноги. Они вынуждены брать в банках дополнительные кредиты, чтобы не исчезали оборотные средства, необходимые для закупки фармацевтических субстанций. В то же время крупные аптечные сети часто живут на обороте чужих денег. Этот вопрос также требует балансировки, чтобы не было перекосов, осложняющих как процессы производства лекарств, так и непосредственно аптечную деятельность.
Следующий риск широко известен — речь о маркетинговых соглашениях. Аптечные сети сегодня устанавливают любые цены, которые кажутся им разумными, за продвижение фармацевтической продукции и за вхождение ее в обращение, в особенности если речь идет об инновационных лекарственных средствах.
Новый законопроект решает значительную часть проблем, которые накопились в аптечной деятельности. Да, мы понимаем, что не все можно решить. Но ряд вопросов требует своего разрешения. Особенно в условиях чрезвычайных или сложных ситуаций.