Целоусов Дмитрий
Исполнительный директор ААУ "СоюзФарма"
Цель очень амбициозная, но в то же время вполне реализуемая в рамках работы каждого аптечного учреждения. Первые мысли, которые должны появиться у руководителя аптеки, ознакомившегося с Правилами, — насколько то, как он выстраивает деятельность своей организации, зафиксировано документально.
Очень важно, чтобы порядок работы аптечной организации отражал всю реальную картину практических действий, которые совершаются сотрудниками изо дня в день. На каждую операцию, будь то приемка товара, хранение продукции либо отпуск — должна существовать самостоятельная, задокументированная процедура, которую обязаны соблюдать все работающие в аптеке специалисты или же отдельные ответственные лица.
В этом плане Надлежащая аптечная практика позволяет навести порядок не только в головах, но и в практической деятельности аптеки. Прописывание конкретных действий позволит сотрудникам более внимательно и ответственно решать те или иные задачи. А, следовательно, появляется возможность аптеке стать лучше и оказывать населению услуги более качественно. Собственно говоря, кропотливая работа с документом позволит повысить качество обслуживания и персональную ответственность работников аптек.
В 90–е гг. порядок розничной реализации лекарственных средств обсуждался на международном уровне. Было сформировано мнение Международной фармацевтической федерации (FIP — International Pharmaceutical Federation): стандарты "Надлежащая аптечная практика" должны восприниматься международными фармацевтическими организациями как основа для создания национальных стандартов GPP. Это каркас, в границах которого каждое государство решает свои проблемы. На деле так и получилось. Но первыми на постсоветском пространстве стали страны СНГ — Белоруссия, Украина, Казахстан.
Здесь хотелось бы подчеркнуть, что стандарты и этих стран, и зарубежных определяют роль фармацевта в системе здравоохранения, его место в укреплении здоровья населения и профилактике заболеваний, безопасном, эффективном и рациональном лечении, выявлении и решении проблем при применении лекарственных препаратов.
И концепция фармацевтической помощи строится на взаимодействии врача, фармацевта и пациента.
В российских реалиях дело обстоит несколько иначе — у нас велика "пропасть" между медицинским и фармацевтическим сообществом, и начало этому было положено в годы перестройки, когда аптеки из учреждений в системе здравоохранения стали превращать в торговые организации.
Наша ассоциация вместе со своими участниками по–прежнему будет отстаивать тезис о главенстве социальной составляющей в деятельности аптек. Мы по-прежнему настаиваем на том, чтобы изменить вид деятельности аптечных организаций — чтобы аптеки стали полноценным составляющим звеном системы здравоохранения, фармацевтические специалисты не продавали, а, как когда–то, отпускали лекарственные препараты покупателям.
Да, хотелось бы подчеркнуть большой плюс принятого документа в том, что там закреплено понятие "фармацевтическое консультирование".
На довольно длительном пути подготовки документа ассоциация неоднократно подавала свои предложения разработчикам, которые являлись обобщением аптечной практики наших аптек. И сейчас уже не имеет смысла их перечислять, т.к. слишком много "первооткрывателей". Главное, что документ есть и теперь уже надо работать с ним.
Правила, в своей основе, не отвечают на проблемные вопросы фармацевтического рынка, но они и не призваны и не могут решать "болевые" точки аптечной розницы. Однако НАП подталкивает аптечные организации к совершенствованию своей деятельности, тщательно ее документируя и регламентируя. Тем самым можно закрепить ответственных за разные процедуры, в т.ч. связанные, например, с рецептурным отпуском, информированием по работе с населением и т.д. И таким образом в определенной степени нивелировать существующие острые вопросы, наладить диалог с пациентами и т.д.
Сам по себе документ — это лишь некий провозглашенный лозунг. И теперь важно, чтобы он не остался на бумаге. Требуется ежедневная кропотливая работа для того, чтобы он был преобразован в конкретные процедуры, тщательно описан, исходя из собственной практики аптеки, и применялся каждым сотрудником.
Но самое главное — не утонуть в "бумагописании", не создавать формальные стандартные СОПы, которые, являясь полезными для одной аптеки, могут быть совершенно неприменимы для другой, а подходить осмысленно и вдумчиво. И тогда руководителям будет проще объяснить работающим сотрудникам, что все делается во благо упорядочения их функциональных обязанностей. Если добиваться автоматизма в выполнении технических процедур, освобождается больше времени на содержательную работу с населением.
Многолетний опыт работы с нормативными документами отрасли позволяет с уверенностью сказать: идеальных документов не бывает. Юридическая служба нашей ассоциации получает достаточно много вопросов о неоднозначно понимаемых нормах, имеющих двойственное толкование. По таким вопросам мы, безусловно, будем инициировать внесение изменений. Но у нас уже с конца марта начинаются региональные конференции, ключевой темой которых является внедрение НАП. В ходе выступлений представителей Росздравнадзора и на основании обсуждения «спорных» норм, мы и будем готовить наши предложения.