21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Главное в правовых нормах — единство, ясность, системность

Сложность в рецептурном отпуске только одна: низкая доступность врачебного приема. И нужно решать данную проблему, а не придумывать новые.

Варпетян Акоп
Директор по развитию аптечной сети "36,6–Здоровье" (Тверская обл.)

Скажите, что изменится после смены латыни на русский, а латиницы — на кириллицу? Или мы расписываемся во всеобщей безграмотности? И идем по пути упрощения, которое нанесет еще больший ущерб, многократно расширив границы незнания и непрофессионализма?

В новостях мы постоянно слышим о необходимости гармонизировать законодательство. Но вопрос в том, как эта гармонизация происходит на практике. На смену отмененным НПА приходят другие, зачастую обременительнее и сложнее в исполнении. На мой взгляд, важно обратить внимание на следующее: классическую аптеку регулирует масса документов, и сама аптека изо всех сил старается выполнить их требования. Однако у нас появились "пришельцы" в наш рынок — игроки из других отраслей. Они могут игнорировать сложившиеся правила абсолютно и действовать "по удобству", в связи с затруднительностью контроля или его невозможностью. Но ведь все должны работать в единых условиях, особенно если речь о лекарстве и помощи пациенту! К сожалению, сейчас это не так.

Что касается приказов №1093н и 1094н, некоторые их положения рискуют превратить фармацевта… во врача. Аптечный специалист будет не консультировать пациента, а заполнять бумаги. Это плохо. Однозначно. И здесь важна правильная автоматизация рабочих процессов – без какого бы то ни было коммерческого интереса.

Запрет на деление первичной упаковки лекарства будет неприятен уже потребителю. Есть ли у наших сограждан свободная денежная масса для более–менее крупных трат?

Лично я всегда был против деления первичной упаковки. Но в сегодняшней ситуации оно может быть нужным. Первоначальная идея безусловно разумна. А вот в реальности есть риск, что все произойдет согласно ставшей крылатой цитате: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Перемены в регулировании лицензирования тоже неоднозначны. Уже сегодня процедура получения лицензии очень непроста и трудоемка. Дальнейшие усложнения приведут к еще большему риску проблем и разночтений. А вот «упрощение» в виде разрешения получать оптовую лицензию без собственного склада абсолютно неразумно. Оно навредит и пациенту, и отрасли.

Из плюсов можно отметить предложение сократить срок рассмотрения вопроса лицензирующим органом – эта норма аптекам необходима.

Сложно не сказать и о проверках. Штрафные санкции в основном накладываются за отпуск лекарства при отсутствии рецепта или за нехватку каких-либо наименований из минимального ассортимента. Это не халатность и не умысел, а вынужденная работа. Как быть, если люди не могут попасть к врачу, а лекарства им жизненно необходимы? Подчиниться форме требований, забыв о социальной миссии фармацевтической помощи, и тем самым поставить под угрозу жизнь человека?

Минимальный же ассортимент — это театр абсурда. В данном списке есть лекарства, которые уже год в дефектуре (по независящим от аптеки причинам). К сожалению, объяснить это сложно, даже когда на руках все подтверждающие документы. Потом, конечно, аптека обращается в суд и добивается отмены таких санкций, но зачем перегружать систему? Получается двойная работа и аптечного предприятия, и регулятора там, где достаточно было просто проанализировать ситуацию.

Такая же ситуация — с СОПами и системой качества. В сегодняшнем виде они становятся скорее новым усложнением процесса и увеличивают объемы работы с документами. Достаточно было сделать один стандарт и его расширить.

На мой взгляд, современные профессиональные ассоциации день за днем совершают подвиг — объем их работы поистине титанический. Детальное изучение массы НПА, толкование и разъяснение этих документов на языке, понятном для специалиста не юридического, а фармацевтического профиля. Защита интересов фармации в регуляторных органах. Внутренние аудиты и проверки, которые помогают аптекам увидеть слабые места, провести работу над ошибками и выполнять свой труд еще качественнее.

Хотелось бы поддержать инициативу о новых полномочиях для аптечных СРО. Например, о возможности зачета проводимых ими проверок, как гласит ФЗ о госконтроле. Если такие организации проявили себя с хорошей стороны, им можно поручить часть функций контрольного характера.

Специализированные
мероприятия