Госдума: аптекам необходим ОКВЭД в сфере здравоохранения
Определение должно быть точным
Депутат предложил поддержать инициативу Минздрава о замене "торгового" кода 47.73 (а в настоящее время для аптек указан именно он) на код 86.90.5 в области здравоохранения, к которой фармация относится и де-факто, и согласно нормам закона "Об основах охраны здоровья граждан..." Проект соответствующих изменений Минздрав подготовил еще около года назад и направил его в Минэкономразвития восемнадцатого апреля минувшего 2023 г., приведя подробный юридический анализ роли аптечных организаций.
Особая процедура допуска специалистов к профессии и система НМиФО, в которой провизор обучается наравне с врачом. Контроль со стороны Росздравнадзора. Госрегулирование цен на препараты списка ЖНВЛП. Требования к минимальному ассортименту медикаментов, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Целый ряд лицензионных требований. Правила Надлежащей аптечной практики. И сама социальная миссия фармации — лекарственное обеспечение каждого человека, ежедневно, в любых обстоятельствах.
Можно ли спорить с тем, что лекарство — это жизненная потребность? Так ли уж мало зависит от вовремя полученной пациентом таблетки? И позволяют ли приведенные характеристики аптек делать вывод о том, что они — всего лишь вид магазина, пусть даже специализированный?
Изучив инициативу министерства, думский Комитет отметил ее целесообразность и правовую обоснованность, обратив внимание на существование целого ряда специальных норм, регламентирующих фармдеятельность в аптечных организациях.
Кодировка — это не просто формальность
Предложения Минздрава поддерживает и общероссийская организация "ОПОРА России". Ее руководитель А.С. Калинин несколькими днями ранее также обратился в Минэкономразвития, подчеркнув, что уже около четырех лет разработка региональных механизмов поддержки для нуждающихся в ней отраслей базируется именно на классификаторе ОКВЭД.
Поэтому из-за "торгового" кода 47.73 необходимую помощь в период ковидной пандемии не могли получить даже сельские аптеки. А вот постоянные аптечные издержки (включая затраты на обязательное регулярное обучение фармацевтов и провизоров) даже во время пиков ковида никто не отменял. Многие такого дисбаланса не выдержали.
Закрытие индивидуальных аптек и небольших аптечных сетей в годы ковидной пандемии, согласно аналитическим данным, действительно приобрело массовый характер. По информации DSM Group, в 2022 году в нашей стране действовали немногим более 12 тысяч одиночных аптек, а в «доковидном» 2019-м их было 16 тысяч. Сходная картина наблюдалась среди региональных сетей: чуть менее 14 тысяч аптечных учреждений работало в позапрошлом 2022-м — и более 16,7 тысяч в предпандемийном 2019-м.
Эффективен ли подход из девяностых?
Предложение установить для аптечных организаций код ОКВЭД в области здравоохранения впервые прозвучало более десятилетия назад. Профессиональное сообщество просило регуляторов устранить появившуюся в 1990-е годы "нестыковку", которую трудно было себе представить не то что в советское время, но и даже в эпоху Российской империи (уже при Петре Великом аптеки относились к сфере медицины).
Подлинность обращений ГД и "Опоры России" на днях подтвердила замглавы комитета "Опора России" по здравоохранению, исполнительный директор ААУ (СРО) "СоюзФарма" М.В. Литвинова. "Идет речь, в первую очередь, не о льготах, а о праве", — подчеркнула она. Ведь согласно ФЗ "Об основах охраны здоровья..." аптечные организации действуют именно в системе здравоохранения, пусть в "ковидные" годы им и приходилось писать подробные разъяснительные письма. В силу непрофильного кода ОКВЭД.
Борьба за признание очевидной социальной миссии аптеки идет уже многие годы. Может быть, хотя бы сейчас аргументы о значимости лекарственного обеспечения будут услышаны.