Импортные ЛС за бюджетные деньги — не инвестиция в будущее
Иванова Настасья
Директор компании "Интер–С Групп"
Одной из наиболее обсуждаемых отраслевых новостей конца года стало заключение специальных инвестконтрактов, в рамках которых государство предложило инвесторам особые условия ведения бизнеса. Еще год назад, когда только обсуждалась эта мера поддержки, процедура подачи заявки была непростой, не были понятны многие ключевые положения новации, такие как ответственность сторон и экономический эффект для фармацевтического инвестора.
Кроме того, инвестор хотел получить гарантии того, что в течение трех лет его продукция получит статус российского продукта, даже если на производстве не будут выпускать готовую лекарственную форму. Государство пошло навстречу и сейчас, когда уже заключено несколько контрактов (а до конца года их число приблизится к десяти), можно отметить, что введение СПИК действительно создает благоприятные условия для модернизации производств и трансфера современных технологий из-за границы. Производителю гарантировали неизменность правил работы на рынке, стабильность, статус локального продукта и льготное налогообложение. И хотя в целом для фармацевтической промышленности суммы инвестиций в рамках СПИК пока не являются определяющими, это направление имеет хорошую перспективу и будет в т.ч. работать и на развитие системы фармкластеров.
С 2008 г., когда впервые заговорили о кластерах, а сам термин был внесен в стратегию "Фарма–2020", более 30 регионов заявили о желании участвовать в программе, тем более, что в первые годы на поддержку кластеров из бюджета выделялись значительные суммы (только за период 2013–2015 гг. восемь инновационных кластеров получили 2 млрд руб.). На сегодняшний день можно выделить лишь 16 реально действующих фармкластеров, однако это направление по-прежнему является стратегическим.
Еще один важный момент — необходимость усиления популяризации отечественных лекарств. Опрос в 2010 г. показал, что каждый второй покупатель предпочитал купить импортное лекарство и только при наличии значительно более дешевого российского аналога был готов изменить свой выбор. На сегодняшний день ситуация сильно не изменилась — потребитель по-прежнему отдает предпочтение лекарствам, произведенным за границей. В первую очередь, это касается покупателя с хорошим уровнем дохода, он готов переплатить и купить более дорогой и, по его мнению, более качественный импортный препарат. Что касается массового покупателя, то снижение доступности лекарств и более низкие цены на отечественные препараты вынуждают его покупать дешевые аналоги нужного ему лекарства.
Поэтому необходимо усилить пропаганду в отношении лекарств, произведенных на российских производствах в соответствии с международными стандартами качества. К примеру, Минздрав Республики Беларусь с 2015 г. организует тренинги по популяризации медикаментов, произведенных на территории республики, среди врачей и населения. Кроме этих моментов, в "Фарму–2030" необходимо внести пункты, касающиеся поддержки отечественных фармацевтических производителей, которые готовы производить лекарства из российских субстанций по полному циклу. Также следует обратить внимание на те положения, которые оказались не на первых ролях в текущей стратегии, такие как поддержка проведения клинических исследований, поддержка производства оригинальных российских препаратов и субстанций, увеличение экспортного потенциала, введение принудительного лицензирования. Все эти меры направлены на развитие национальной экономики, ведь много лет подряд на бюджетные деньги мы просто покупали импортные лекарства, что никак нельзя назвать инвестицией в будущее. Поддержка локальных производств и российских инноваций — вот, что в первую очередь должно стать определяющим в "Фарме–2030".
Безусловно, есть некоторая доля лукавства в ситуации, когда за отечественный препарат выдают не только лекарство, произведенное на российском предприятии, но и продукт, созданный на локальном производстве зарубежного фармацевтического предприятия. В определенном смысле такие нормы позволили выполнить множество задач, установленных "Фармой–2020", а локальное и локализованное производства сейчас стали практически идентичными понятиями. Поэтому и иностранных заводов в числе локальных производителей становится все больше (только за последние десять лет иностранцы вложили в нашу фарминдустрию более 2 млрд долл.).
Хотя, безусловно, прогресс есть. Если до 2016 г. даже просто упакованный у нас препарат признавался российским, то теперь требования ужесточаются, и "отечественным производителем", который может получить поддержку государства и попасть в систему госзакупок, может стать лишь тот, кто создаст полный цикл производства на территории России. Что же касается программных установок текущей "Фармы–2020", то можно сказать, что большинство их них так или иначе воплощены в жизнь и это серьезное достижение нашей фармотрасли.
С 2009 г. в России глобально обновлено отраслевое законодательство, построено 27 современных предприятий, большинство предприятий переведены на стандарты GMP, 83% лекарств из перечня ЖНВЛП являются российскими, заработал перспективный механизм СПИК, иностранные инвесторы получили хорошие условия для локализации производств, работает кластерная система, отрасль ежегодно получает огромные государственные инвестиции. Хотя, безусловно, экономический кризис сильно ударил по темпам развития отрасли, без него мы бы могли похвастаться еще более амбициозными достижениями, есть вопросы и к новой методике формирования цен на ЖНВЛП, и к введению обязательной маркировки. Нерешенных вопросов еще немало, но поступательное движение налицо.