Импортозамещение: эффект, когда экспортно ориентированно
Форум стал стартовым мероприятием Делового клуба лидеров российского импортозамещения, созданного оргкомитетом премии "Приоритет" при содействии ФГБУ "Редакция "Российской газеты" и Российского экспортного центра.
Главная тема форума — успешный вывод российской продукции на международные рынки. Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев выступил спикером на стратегической сессии и рассказал об импортозамещении в отрасли.
"Импортозамещением мы занимались всегда, еще до санкционных новелл и их макроэкономических последствий. Российский фармрынок — это рынок дженериков, т.е. воспроизведенных препаратов. Ситуация, которая сложилась после 2014 г., только подстегнула этот процесс. Надо понимать, что эффективным импортозамещение будет только тогда, когда оно будет нацелено на экспорт. В противном случае мы будем стагнировать и превращаться в застойное болото. Сегодня, к сожалению, соотношение импорта и экспорта в фармацевтической отрасли характеризуется соотношением 1:15. По итогам прошлого года мы экспортировали на 500 млн долл., а импорт пришел на 7 млрд долл.", — подчеркнул спикер.
Также генеральный директор АРФП выделил основные моменты, которые если не мешают, то определенно усложняют жизнь фармацевтической отрасли. «Во–первых, не всегда наши регуляторные процедуры внутри страны гармонизированы и соответствуют таким процедурам в зарубежных странах. Это приводит к тому, что мы дублируем большое количество предрегистрационных процедур, которые проводим при выводе препарата на российский рынок. Это и клинические исследования, и вопросы подтверждения качества производства по стандартам GMP и многие другие процессы.
Во–вторых, все более актуальным становится вопрос патентной защиты. У нас мало опыта по патентованию своих продуктов за рубежом. Мы четко понимаем, что с дженериковым препаратом за рубежом мы попадаем в жесткую конкурентную среду. А выходить с новым препаратом на новый рынок без гарантированной патентной защиты рискованно, т.к. есть вероятность его быстрого воспроизведения конкурентом. Наш опыт в международном патентовании еще мал и недостаточен, для того чтобы быть спокойными о судьбе препарата и его патентной защиты за рубежом.
В–третьих, чисто технический вопрос, который касается российских торговых представительств за рубежом. Мы не всегда получаем адекватную поддержку со стороны этих структур, даже в странах СНГ. Так, мы периодически сталкиваемся с банальной проблемой конвертации валюты в Узбекистане. Из–за этого многие компании уходят с этого рынка, хотя их препараты в стране крайне востребованы. Проблема в том, что, экспортируя продукт за рубеж, мы не можем планировать получение средств за него», — отметил Виктор Дмитриев.
Спикер выразил надежду, что благодаря работе клуба озвученные проблемы будут решаться быстрее и эффективнее.
Источник: пресс–служба АРФП