К вопросу о маркировке и регламентации фармдеятельности
Варпетян Акоп
Директор ООО "Фабула"
Возможен и положительный результат: фармрынок может "очиститься" от огромного количества тех несертифицированных наименований, которые тоннами продаются на маркетплейсах (правда, что мешает "серым" компаниям вновь найти обходные пути для реализации подобных "волшебных таблеток"?).
А вот прекращение уведомительного режима… Всегда говорил и продолжаю настаивать: данные алгоритмы отменять нельзя! К этому не готовы ни фармотрасль, ни собственно система маркировки. И если столь радикальная мера будет принята, мы рискуем вновь оказаться в ситуации 2020 года.
Лекарственным коллапсом грозит и масштабирование другой сентябрьской меры — обязать аптеку передавать в систему маркировки реквизиты полученных рецептов. Согласно недавним разъяснениям Росздравнадзора данное требование, вводимое постановлением Кабмина №468, касается трех категорий рецептурных препаратов. А именно:
- "учетных", с которыми негосударственные аптеки почти прекратили работать ввиду "зашкаливающей" административно–экономической нагрузки;
- включенных в систему льготного лекобеспечения;
- любой "рецептуры", приобретаемой человеком дистанционно.
Если дела обстоят именно так, критической ситуации не вижу. Однако "льгота" и ПКУ — это крайне малая часть лекарств, отпускаемых в аптечных учреждениях. Если распространить предложенный для этих средств подход на остальные рецептурные наименования (о чем и говорилось в начале августа) — будет катастрофа. И это не преувеличение. Медицинское звено не подготовлено к выписке такого количества рецептов: дефицит врачей не первый год исчисляется многими тысячами.
Фармацевтической помощи нужны не изменения в маркировке, а стабилизация регулирования с продолжительным мораторием на любые подобные "уточнения и дополнения". Если есть стремление помочь небольшим аптекам, нужно вспомнить о советских нормативах расстояния между аптечными учреждениями и начать применять их для вновь открывающихся "Точек". Ведь конкурентная обстановка на фармрынке такова, что малые организации фактически лишены возможностей выживать и развиваться без поддержки — экономической, технологической и профессиональной.
Хотел бы акцентировать внимание также на том, что ни юридический статус аптеки, ни система регулирования и контроля ее деятельности не должны быть "двойственными" или "множественными". Регулятор для фармации (и он же надзорный орган) необходим только один! Сегодня же аптеки проверяют в буквальном смысле все, кто угодно.
Среди этих "проверяющих" некоторые представляют даже не органы власти, а общественные объединения… При этом нередки случаи, когда пришедший в аптечное учреждение даже не знает, что именно проверять. При таком уровне знакомства с фармдеятельностью не поможет даже самая "продвинутая" система маркировки.
На мой взгляд, для правильной регламентации работы аптек, базирующейся на понимании отрасли и процессов, в ней происходящих, необходимо внедрить принцип "один регулятор — одни правила". Он уже подтвердил свою эффективность и оставался результативным в течение многих десятилетий.