Качество — это стремление к идеалу
Бойко Илларион Николаевич
Директор по коммерции и логистике Takeda Russia
Вопросы качества лекарств приоритетны для всех крупнейших мультинациональных компаний-производителей. Для обеспечения качества приняты различные стандарты: GMP (Good Manufacturing Practice), GDP (Good Distribution Practice), GCP (Good Clinical Practice) и др. Однако в настоящий момент не все из названных стандартов являются законодательно обязательными в России. И некоторые из производителей не всегда им следуют.
В рамках системы менеджмента качества, внутренних политик и процедур компания «Такеда» неукоснительно соблюдает правила, гарантирующие качество выпускаемых препаратов. Со всеми дистрибуторами и партнерами наша компания заключила соглашения по обеспечению качества. Их выполнение постоянно контролируют специалисты отдела обеспечения качества при участии менеджеров коммерческого и логистического подразделений. Доставка зарубежных лекарственных средств, в основном, осуществляется специализированными термотраками или в особых сертифицированных термоконтейнерах воздушным путем.
В целях обеспечения качества перевозок компания «Такеда» провела валидацию соблюдения температурного режима во время транзита — с момента погрузки паллет с медикаментами до поступления на наш склад. В ходе проверки использовались 44 термодатчика, расположенные внутри фуры по разным градиентам температуры. Данные этих датчиков подтвердили полное соответствие транспортировки требованиям к температурному режиму.
При выборе способа доставки медикаментов на первом месте у нас всегда стоит гарантия обеспечения качества, а на втором — экономическая целесообразность.
В последнее время «Такеда» уделяла большое внимание аптечному сегменту. Многие аптеки стали просторными, привлекательными и удобными для покупателей. Вместе с тем, необходимо отметить, что существующая нормативная база не во всех случаях позволяет быть уверенными в правильности хранения препаратов в точках розничных продаж. Разумеется, крупные и средние аптечные сети уделяют этому направлению большое внимание. Это связано не только с качеством, но и с имиджем, и с репутацией. Розничные точки продаж – и аптечные пункты, и киоски — не всегда могут обеспечить, в частности, температурный режим хранения. В ряде случаев препараты, которые должны храниться в темном месте, расположены на хорошо освещенных искусственным (или даже естественным) светом аптечных полках.
Неотъемлемая часть системы менеджмента качества нашей компании — стандартные операционные процедуры (СОП). Они позволяют быть уверенными, что ожидания от наших препаратов полностью отвечают их реальному терапевтическому эффекту.
В офисах международных компаний-производителей в России организовано получение обратной связи от всех участников фармацевтического рынка. При возникновении нежелательных или побочных реакций, сомнительном внешнем виде упаковки или подозрении на контрафактное происхождение препарата любой гражданин или сотрудник медицинского учреждения может обратиться по контактам, указанным в инструкции по применению. В таких случаях специалисты отдела маркетинга и продаж, как правило, дают подробную консультацию всем обратившимся. На сайтах многих фармкомпаний размещены большие объемы информации о ЛС — в первую очередь, о безрецептурных препаратах и биологических добавках, а также рекомендации по их применению. В этом компании-производители видят способ качественного информирования пациентов.
Конечно, следует принимать во внимание и индивидуальную чувствительность того или иного пациента к определенному ЛС. Бывают случаи, когда звонки в компанию носят психотерапевтический характер. В основном, пожилые люди (однако не только они) хотят высказаться или поговорить о существующей у них проблеме. Очень часто это не связано напрямую с тем или иным препаратом. Человеку просто нужен внимательный, терпеливый слушатель.