13.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
13.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Тема номера

Как быть с маркировкой, если пациент перепутал лекарства?

Наша аптечная сеть пока в самом начале этого нелегкого, но, видимо, уже неизбежного для всей фармы пути. Времени остается совсем немного, поэтому откладывать дальше нельзя.

Юрченко Оксана
Генеральный директор ООО "Фармастар"

На сегодня мы зарегистрировались в системе маркировки лекарственных средств на портале ЦРПТ. Этот процесс — несложный, но требующий определенных временных затрат: нужно верно занести всю информацию по юридическому лицу, проверить правильность профиля и верность адресов всех точек отпуска.

Следует отметить, что система зависима от актуальности баз данных, таких как лицензия на фармацевтическую деятельность и т.п. Как быстро обновляются данные при закрытии и открытии новых аптек? Сколько придется ждать появления новой аптеки в базе?

Каждую аптеку следует оснастить сканерами, читающими код маркировки. В аптеках, открытых нами недавно, сканеры для этого подходят, а в старых их придется менять на новые модели.

Видимо, придется подписывать дополнительные соглашения с поставщиками лекарственных средств для адаптации под новый процесс документооборота. Будет ли идти маркированный товар отдельными накладными? Или все вместе? Как принимать, как акцептовать? Все это покажет практика. Именно поэтому и не хотим затягивать, чтобы успеть отработать вопросы и возможные ошибки.

Самое сложное в процессе — это доработка программного обеспечения. Тут мы полагаемся на наших разработчиков (все наши аптеки на ПО "Трейд Фарм") и верим, что все будет сделано в ближайшее время.

Кроме того, надо будет составить инструкции для персонала, обучить своих сотрудников работать с маркированным товаром правильно (в этом очень помогает СРО АСНА, которая проводит для нас учебные семинары по маркировке).

По каждому юридическому лицу мы получили УКЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись). Этот процесс идентичен получению обычной ЭЦП (электронной цифровой подписи), используемой, например, в СБИС при электронном документообороте. ЦРПТ рекомендует получать УКЭП для каждой аптеки — это около 1500 руб. за подпись.

Расходы на приобретение 2D-сканеров для аптек, в которых сканеры старой модели, будут выше: примерная цена сканера — 4–6 тыс. руб. Также могут понадобиться дополнительные сканеры для приемки маркированного товара. Сейчас у нас такие аппараты только на кассах.

Основные затраты, конечно, понесут производители лекарственных средств — на покупку и запуск аппаратуры для нанесения кода, оборудование рабочих мест, отладку всего процесса. Отсюда, возможно, и следует ожидать роста цен.

Однако аптечная организация живет на определенном проценте наценки, который должен позволять ей окупать свои затраты — аренду, зарплату, налоги, текущие расходы. При росте цены производителя — вырастет и конечная цена для покупателя-пациента. Аптеки и так работают на низкой рентабельности. Куда аптеке "заложить" эти затраты, как не в цену? Увы, других альтернативных вариантов нет.

Какие еще неоднозначные моменты есть в маркировке?

Пока не совсем понятно, что делать с пересортом — в аптеках при инвентаризации бывают как излишки, так и недостачи. Как произвести возврат, если покупатель–пациент, еще находясь у кассы, понял, что перепутал дозировки, и просит обменять лекарство на необходимое?

Внутреннее перемещение, списание, разукомплектованные упаковки, нечитаемый по причине брака вторичной упаковки код и прочие рабочие моменты…

Мне кажется, что проект будет отложен, судя по неподготовленности фармацевтической отрасли. Пока что не видела в действии (ни в одной аптечной сети!) полного цикла маркировки. Говорят, что "Нео–фарм" это прошел: хотелось бы посмотреть на практике. Даже просилась на экскурсию в пилотную аптеку к Евгению Нифантьеву, но он пока не ответил на мою просьбу...

Когда все, наконец, заработает — проект этот, безусловно нужный, поможет и фармацевтическому рынку, и покупателю–пациенту видеть полную прозрачность всей товаропроводящей цепочки. Не будет рисков приобрести поддельное лекарство. Для фармпредприятий уйдет проблема "маркетинговых сливов", или "переливов". В розничной продаже перестанет появляться товар из ДЛО. Контрольно–надзорным органам станет проще контролировать отпуск препаратов из списка ПКУ без рецепта, а также ценообразование на препараты перечня ЖНВЛП. В аптеке же будет более строгий учет партий, серий, сроков годности, и отпадет необходимость распечатывания и нанесения внутренних штрихкодов.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Основным каналом реализации остаются традиционные аптеки
 Мнение специалиста

Все современные возможности, которые упрощают доступ пациентов к лекарствам, ускоряют получение препаратов и повышают удобство заказа, перспективны. Это естественное развитие каналов продаж и сегмента электронной коммерции.

Интернет-сервисы поддерживают узнаваемость препаратов
 Мнение специалиста

Лубов Денис

Директор по маркетингу и рекламе Renewal («ПФК Обновление»)

Все участники e-com должны быть под полноценным контролем
 Мнение специалиста

Шапиро Евгения

Генеральный директор ООО «ПСК Фарма»

К вопросу об онлайн-покупке рецептурных препаратов
 Мнение специалиста

Маслов Георгий

Юрист практики фармацевтики, медицины и биотехнологий Nextons

Одна из серьезных проблем маркетплейсов - бесконтрольность
 Мнение специалиста

Иванова Настасья

Директор ООО «Интер-С Групп»

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг