21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Как справиться с псевдоБАДами на маркетплейсах?

Селюкова Дарья

Руководитель службы интернет-продаж аптечной сети «Гармония здоровья»

Мы активно развиваем формат дистанционной торговли — как через собственный ресурс «Аптека Легко», так и через маркетплейсы, агрегаторы и сервисы дистрибуторов.

Такой подход помогает привлекать новых клиентов (со временем они начинают приходить регулярно) и одновременно дает возможность заботиться о постоянных покупателях, которые могут, не выходя из дома, узнать, в какой аптеке есть нужный препарат и сколько он стоит, благодаря чему успеть забронировать его вовремя. Онлайн-сервис действительно удобен, и, помимо прочего, клиенту можно предложить более широкий ассортимент товаров, не ограничиваясь запасами в одной аптеке.

Сам процесс удаленного отпуска лекарств, на наш взгляд, должен быть простым для покупателя и в организационном аспекте ничем не отличаться от интернет-заказа другой продукции. При этом необходим выбор способов оплаты и получения покупки. Также нужна уверенность в том, что фармпорядок соблюден и заказ хранится в правильных условиях, как при бронировании с последующим посещением аптеки, так и при доставке на дом.

Среди посетителей, активно пользующихся сервисами заказа и бронирования, сегодня можно выделить три основных аудитории:

  • люди, стремящиеся сэкономить время. Такие покупатели не готовы искать нужный товар по разным аптекам и стоять в очередях — им проще заказать товар в аптеку или аптечный пункт и прийти за ним, когда будет комфортно (в нашей сети интернет-заказы выдают без очереди);
  • люди, которые ищут выгодные предложения, промокоды, акции и самую низкую цену (именно поэтому в интернет-аптеке мы держим цены ниже, чем в физических аптеках, а также активно развиваем направление промокодов);
  • пациенты с хроническими заболеваниями. В подобных ситуациях человек точно знает, какой препарат (зачастую редкий) и в какое время ему понадобится. В работе с такими клиентами помогает склад, подключенный к сайту. Если в аптеке нет в наличии нужного лекарства или его меньше, чем необходимо, у покупателя есть возможность заказать его со склада и забрать по максимально удобному адресу.

В нашей компании интернет-аптека стала действительно рентабельным проектом. Конечно, по некоторым позициям мы стремимся обеспечить «первую цену», иногда она даже ниже закупочной. Однако это преимущество все же не ключевое: посетителям важны и сервис, и скорость сборки и доставки заказа, и программа лояльности, и удобство сайта или мобильного приложения. Именно это помогает нам сохранять постоянных покупателей, повышать регулярность их дистанционных визитов и обеспечивать высокую доходность работы.

Онлайн-отпуск реализации лекарств и биодобавок в аптечных сетях, к счастью, урегулирован в достаточной мере: маркировка помогает отследить всю цепочку движения препарата или БАД — от завода-изготовителя до покупателя. А со стороны маркетплейсов наша компания давления не ощущает: почти 80% всех выполняемых нами интернет-продаж — это именно лекарственные средства, которых на подобных сайтах практически нет. Парафамацевтика занимает значительно меньшую долю.

В то же время вопрос о маркетплейсах требует оперативных решений: на таких онлайн-площадках предлагает свою продукцию большое количество продавцов, у которых трудно проверить выполнение требований действующего законодательства к реализации биодобавок, в том числе условия хранения и транспортировки.

Поэтому на подобных сайтах — множество безымянных «добавок», которые в реальности не являются ни лекарственными средствами, ни БАДами. И их действие на организм, мягко говоря, вызывает вопросы. Убеждена, что здесь нужны регулирующие меры. Например, требование, чтобы при размещении в категориях «лекарственные средства» и «биологически активные добавки» обязательными условиями были передача сертификатов и отражение данных в системе маркировки на всех этапах перемещения товара, от склада до конечного покупателя.

Как в этой ситуации защитить пациентов? Еще раз повторюсь: вводить правила для маркетплейсов, чтобы при размещении карточек товаров они, по крайней мере, запрашивали маркировку и передавали ее далее по цепочке. При таком раскладе все «серые» биодобавки уйдут из обращения.

Специализированные
мероприятия