29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Какие конкретные шаги необходимы "Фарме-2030"?

"Глобальной" проблемы с доступностью лекпрепаратов в настоящее время нет, но это не означает, конечно, что в фармотрасли все хорошо и гладко. Периодические перебои случаются. Причем, если в прошлом году речь шла в основном о сложностях с логистикой, то сейчас этот блок проблем влияет на фармрынок сравнительно редко.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Чаще приходится сталкиваться либо с вопросами ценового регулирования и невозможностью оперативно проиндексировать цены на лекарства, либо с принципиальными решениями конкретных компаний. Например, недавняя новость — уход с российского рынка финской "Орион Фарма". Она являлась одним из основных поставщиков метилпреднизолона в нашу страну, а выпуск отечественных аналогов в текущем году только стартовал. И если пойдет речь об остановке отгрузок "Метипреда", на протяжении нескольких месяцев может возникнуть проблема с доступностью данного препарата. Это точечный пример, но он тоже требует определенного внимания и реагирования.

К тому же, данная ситуация — не первая и, наверное, не последняя, поэтому надо быть готовыми к аналогичным проблемам в отношении других продуктов. И единственно возможное решение — обеспечить производство соответствующих препаратов отечественными фармкомпаниями. Здесь должна заработать комплексная программа, которая стимулирует развитие ассортимента национальных фармпредприятий. В т.ч. как временную меру можно рассматривать параллельный импорт незарегистрированных в России лекпрепаратов, а также стимулирование доступа новых видов медикаментов в обращение (например, в формате ускоренной регистрации).

Безусловно, нужна и программа "Фарма-2030", хотя бы для понимания общего вектора развития регуляторной политики. И как продолжение предшествующей стратегии "Фарма-2020", которая, хотя и не смогла достичь ста процентов заявленных показателей, все же стала мощным стимулом для развития фармпроизводства в нашей стране и помогла обеспечить систему здравоохранения целым рядом препаратов, критически важных для оказания помощи пациентам.

Другое дело, что стратегическая программа — документ довольно пространный и декларативный. В нем очень мало конкретных мер — все "нарисовано крупными мазками" без детализации соответствующих регуляторных механизмов. Зачастую такой подход сильно тормозит реализацию определенных нормативных положений и затягивает принятие решений. А это, естественно, сказывается на общей эффективности программы. Основными целями сегодня я бы назвал следующие:

  • развитие производства фармацевтических субстанций и максимальный набор преференций для производителей, применяющих отечественное сырье;
  • ускорение доступа инновационных препаратов на национальный фармрынок;
  • развитие экспортного направления.

Самое главное для их достижения — конкретизация соответствующих мер поддержки, а также четкие сроки старта тех или иных процессов. Формат декларирования целей и задач тоже очень важен, но без конкретных шагов рассчитывать на эффективную реализацию будет невозможно.

Так, например в фармацевтике нужны программы по ускоренному (или упрощенному) допуску препаратов на рынок, меры господдержки хотя бы в отношении препаратов для лечения социально значимых заболеваний, вакцинопрофилактики и т.д. Возможно даже рассматривать вопрос субсидирования стоимости клинических испытаний — опять же хотя бы по наиболее острым и наиболее проблемным сферам в российском здравоохранении.

Для усиления лекарственного экспорта необходимо, во-первых, субсидирование затрат на вывод препаратов на зарубежные рынки. Очень важно, чтобы инвестиции в это направление проводились по принципу соплатежа, когда в продвижение национальных продуктов вкладываются и государство, и предприятия. Во-вторых, важны меры административной поддержки в потенциальных странах-покупательницах — в виде консультационной помощи, помощи в организации переговоров, предоставления госгарантий и т.п.

Для налаживания и развития национального производства АФИ обязательны преференции производителям, которые применяют отечественное сырье, субсидирование производства отдельных наименований таких ингредиентов, а также развитие смежных секторов промышленности, выпускающих полупродукты, катализаторы, производственное оборудование и т.д.

Для корректировки проблем с ценообразованием на лекарственные препараты важна возможность оперативной индексации цен — в случае резкого роста себестоимости, это позволит предотвратить ситуации с отказом от производства и поставки тех или иных препаратов и не допускать возникновения перебоев в лекобеспечении.
Чем раньше будет начата фактическая реализация "Фармы-2030", тем лучше. Так что все положения программы обязательны к выполнению уже сейчас. Большая часть предложений, которые в ней содержатся, вполне реализуемы и абсолютно правильны. Нужно только больше конкретики в описании средств выполнения задач, поставленных в рамках стратегии. И более четкое понимание сроков реализации конкретных этапов.

Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"