Кодекс коснется и аптечного сектора
Шаравская Надежда Александровна
Заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России)
Данный проект обсуждался с Управлением контроля социальной сферы и торговли ФАС России, которое давало свои рекомендации и замечания. Так, отраслевое управление ФАС России предложило расширить сферу применения Кодекса и привлечь к работе над проектом остальные крупнейшие ассоциации, участников фармрынка, в т.ч. членов Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении. В настоящее время ФАС России, Комитет по здравоохранению и фармацевтике AEБ и рабочая группа НП "Содействие развитию конкуренции" ведут сбор от участников рынка всех замечаний и предложений, которые в ближайшее время будут обсуждены и учтены при доработке проект Кодекса.
То, что Кодекс не затрагивает производителей медицинской техники и субстанций, объясняется тем, что на каждом товарном рынке есть свои особенности, своя сложившаяся практика ведения дел, проблемы и пути их решения. Очень сложно создать кодекс, который будет одновременно распространяться на несколько отраслей и в то же время быть полезным, а значит достаточно подробным и конкретным, учитывать специфику каждого рынка. В связи с этим, скорее всего, производители медицинских изделий смогут, воспользовавшись полученным опытом, создать свой собственный кодекс. Вместе с тем многие производители медизделий одновременно являются участниками фармрынка. С этой точки зрения присоединение их к кодексу (подписание документа) будет только приветствоваться.
Сектор аптек, безусловно, будет затронут в Кодексе, т.к. аптеки являются существенным участником рынка. Мы уже сталкиваемся с сомнительными соглашениями, которые заключаются поставщиками лекарств с аптеками, часть из которых может приводить к ограничению конкуренции на рынке, другая — к нарушению медицинского законодательства и предусмотренных законодательством ограничений, а также к нарушению прав граждан на получение полной информации об имеющихся в наличии лекарствах и их ценах.
Компании не обязаны присоединяться к Кодексу. Однако это будет сигнал рынку, контрагентам и регуляторам, что в деятельности таких компаний (особенно если речь идет о крупнейших фармпроизводителях) есть риски недобросовестного поведения. Соответственно, регуляторные органы более пристально будут изучать их работу в случае выявления признаков нарушений.
Систему контроля установят сами участники рынка, подписавшие Кодекс. Скорее всего, участники рынка введут элементы рассмотрения споров, жалоб на действие фармкомпаний, присоединившихся к Кодексу, до их рассмотрения уполномоченными органами или судом. ФАС России в рамках ведения дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства может принимать к сведению выводы и решения, принятые по результатам такого рассмотрения.
Мы ждем от Кодекса повышения эффективности функционирования фармрынка за счет применения лучших российских и международных практик, развития механизмов саморегулирования рынка, повышения ответственности участников рынка, снижения барьеров входа на рынок добросовестным участникам, минимизации количества нарушений антимонопольного законодательства представителями фармсообщества, развития конструктивного диалога индустрии с антимонопольной службой и выявления направлений дальнейшего совершенствования отраслевого и антимонопольного законодательства.
Мы ожидаем принятия Кодекса поведения в 2015 г., ближе к концу года.