Еськин Сергей
Директор по развитию ООО "ФК "Пульс", генеральный директор аптечного союза "Созвездие"
Сегодня мы слышим и читаем огромное количество рассуждений и экспертных мнений о происходящем в аптеках — в т.ч. и от людей, которые не всегда компетентны в данной области. Поэтому мы провели небольшой опрос по актуальным проблемам сегодняшнего дня среди наших партнеров — руководителей аптек и небольших аптечных сетей. Хотим поделиться с читателем результатами этого исследования.
Начнем с ответа на первый вопрос, заданный в теме номера июля: какие факторы в 2020–2021 гг. увеличивают издержки аптеки и что помогает (или может помочь) компенсировать рост расходов?
По мнению большинства наших респондентов, главный фактор, который увеличил издержки — это, безусловно, рост уровня налогообложения и расходов на администрирование работы.
Также аптеки отмечают:
- увеличение коммунальных платежей;
- возросшие затраты на выполнение обязательных лицензионных условий;
- повышение стоимости аренды;
- обусловленные пандемией необходимые расходы на дополнительную обработку аптек, а также на оборудование и средства индивидуальной защиты;
- издержки, связанные с маркировкой.
Впечатляет? Но это еще не весь список.
Аптечные организации сталкиваются и с такими издержками, как:
- постоянные затраты на обновление ПО и ККМ в связи с изменениями законодательства. Яркий тому пример — замена фискальных регистраторов в кассовых аппаратах;
- отмена льгот по страховым взносам для фармработников;
- переход части покупателей в онлайн–каналы;
- дополнительные расходы на бухгалтерский учет при смене режима налогообложения;
- рост расходов по эквайрингу — т.е. по операциям, когда покупатель расплачивается безналичным способом (соответствующие услуги банков, увы, дорожают). Этот пункт хотел бы отметить отдельно — затраты действительно высоки относительно реализованной наценки. Если рассчитать долю эквайринга в реализованной наценке, то наименьшее ее значение составит 5,2%.
Вполне себе ощутимый перечень дополнительных вызовов для аптеки — в особенности для аптеки небольшой. Со всеми этими задачами и крупному бизнесу справиться в одночасье нелегко. Есть ли лучик света надежды для фармацевтической розницы?
Как провизоры и фармацевты воспринимают перспективу своего будущего и с кем они связывают свои надежды? Или, по сложившейся привычке, надеются только сами на себя?
Вернемся ко второй части нашего вопроса: что может помочь? Здесь мнения разделились — от безоговорочного пессимизма и неверия, что ситуация может измениться к лучшему, до осторожного оптимизма.
"Пока не видим никаких реальных предпосылок для улучшения финансового состояния", — говорят многие. Кто–то перестал инвестировать свое развитие, кто–то сократил расходы на программное обеспечение и оборудование. Некоторые малые сети закрывают часть своих аптек.
Те, кто настроен умеренно оптимистично, рассчитывают на поиск компенсации растущих издержек — в частности, на пересмотр ценообразования на лекарственные препараты и корректировку режимов налогообложения. Аптеки отмечают и необходимость более реалистичных тарифов на эквайринг. В сегодняшних же условиях надеются, в основном, на маркетинговую работу — т.к. аптечные объединения предоставляют эту возможность уже сейчас. Важной оказывается и помощь аптечных союзов в ряде других рабочих процессов.
Перейдем к вопросу номер два: что предпринимают аптеки, ранее применявшие ЕНВД, чтобы продолжить свою деятельность — и каких организационных изменений потребовала смена налогового режима?
"Пытаемся понять, выгодно ли это вообще". "Предпринять здесь нечего". "Экономим". "Всеми способами увеличиваем выручку, но пока мы в убытке из–за УСН". "Режим экономии везде, где можно..." Среди способов улучшить доходность наши партнеры отметили, например, привлечение посетителей ростом и разнообразием ассортимента. Некоторые аптеки стали проводить больше акций и активизировали работу в интернете. Ряд организаций уменьшает товарные запасы и пытается сократить расходы, насколько это возможно.
"А что нам остается? Или плати налог, или закрывайся! — констатирует один из участников союза. — Моя прибыль уходит на оплату налога".
Что можно увидеть в ответах наших коллег?
Нет единого понимания, что именно делать. Решения абсолютно разнородные — вплоть до отсутствия решений как таковых. Аптеки в растерянности от совокупности вызовов, но понимают необходимость выработать новые стратегии и тактики (что легче выполнить опять же в партнерстве и совместном поиске ответа, как и куда двигаться дальше).
Организационных перемен при этом не так мало.
После отмены ЕНВД во многих аптеках ввели на полную ставку должность бухгалтера (соответствующий учет принципиально усложнился, а объем его стал значительно больше). В некоторых аптечных сетях, где бухгалтер уже работал, ему повысили зарплату, а программное обеспечение для бухучета пришлось менять полностью.
Еще часть изменений обусловила маркировка – в ряде аптечных организаций вынуждены были открыть ставку программиста и ставку технической поддержки, а также дополнительное рабочее место оператора для приемки маркированной продукции. Изменилась и схема работы сотрудников, связанных с приемкой и отпуском аптечного ассортимента.
Конечно, тут бы не постфактум изучать, как отразились на работе аптек те или иные законодательные решения. А предварительно посмотреть, чем они будут чреваты и как скажутся на устойчивости аптечных организаций.
Что могут сделать небольшие аптечные учреждения сейчас?
Часть ответов полны горькой иронии: "ждать и верить", "закрыться", "надеяться"... Есть и другие предложения: "«объединиться в отстаивании общих интересов аптечного сообщества", "работать и с другим ассортиментом — оптикой и т.д.", "найти банк с минимальными ставками — бесплатное внесение наличности, минимальный процент по эквайрингу, единовременный ежемесячный платеж за обслуживание расчетного счета".
Некоторые аптечные сети уверены, что единственный выход — закрыть аптеки с малым оборотом, а там, где оборот высокий — увеличить наценку... Но решит ли это сегодняшние проблемы или, напротив, усугубит их?
В ответе на третий вопрос "Как оцениваете инициативу о смягчении условий режима УСН для аптечных организаций?" наши аптечные партнеры оказались единодушны.
"Уменьшение ставки УСН для аптечных организаций — единственно правильный подход... Иначе в перспективе (причем не в самой далекой) не выдержать усиленного налогового давления".
"Положительно, но вопрос конкретно в цифрах. Если ставка налогообложения в режиме "доходы минус расходы" будет более 5%, то особого смысла не будет. И при десяти, и при пятнадцати процентах работа аптеки убыточна""
"Положительно, это просто необходимо сделать для выживания аптечных организаций".
"Отлично. Только за. Иначе не выжить".
"Не верю..."
"Инициатива хорошая, но верится с трудом. Малые и средние предприятия просто чахнут".
Если проанализировать комментарии наших коллег "в общем и целом", то все они, скорее всего, про отсутствие веры в изменения к лучшему по отношению к фармацевтической деятельности. Верить в чудо можно, но вероятность его ничтожно мала.
Что нужно изменить в юридическом и экономическом статусе аптеки?
В ответ на вопрос наши участники сформулировали ряд предложений.
Во–первых, уменьшить налоговую нагрузку. Сделать это возможно несколькими способами:
- освободить лекарственные препараты от НДС;
- уменьшить ставку УСН для аптечных организаций до 5% при применении режима "доход–расход" и 1% при расчете по доходам, а также увеличить число расходных статей, которые можно учесть для уменьшения расчетной величины налога;
- вернуть ЕНВД или заменить ОСНО другой, более щадящей ставкой налогообложения.
Во–вторых, вернуть аптеке ее статус. "Фискальная нагрузка у нас как у торговой организации, а предъявляемые требования, в том числе социально ориентированные — как у медицинской", — комментирует один из наших участников. "Нужно перевести фармацевтов из состояния "продавец" в состояние "фармацевт–медик"", — уточняет другой руководитель аптечной организации. В том числе вернуть аптечным специалистам льготы при расчете налогов и пенсионных отчислений.
В–третьих, необходимо ограничить аптечную конкуренцию, — в частности, экспансию крупных сетей из других регионов.
К ответам наших аптечных партнеров хотел бы добавить некоторые комментарии о возможностях нашего объединения. Мы готовы помогать коллегам решать задачи по автоматизации рабочих процессов, повышению доходности, анализу бизнеса и аналитике фармацевтического рынка, выстраиванию отношений с дистрибуцией и привлечению дополнительных потоков посетителей. Также готовы давать рекомендации по ассортименту и товарному запасу... И это, наверное, не все, что мы можем сделать вместе. Недаром часть коллег в своих комментариях отметили, что для решения новых задач нужно объединяться.
Есть вещи, на которые повлиять пока невозможно. Пока… Но есть и те вопросы, задачи, вынося которые на обсуждение (в т.ч. путем опросов и анкетирования), мы можем решать все вместе.
Несмотря на то, что в ответах порой сквозили нотки пессимизма, в целом все руководители аптечных организаций нацелены на поиск решений в это непростое время. И на первом месте для них — качество оказания фармацевтической помощи пациенту.