26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Малые и средние предприятия просто чахнут...

"Работаю, пока смогу платить налог и зарплату людям, но стало очень тяжело и дорого заниматься этим "бизнесом". Хотел бы начать свои ответы на поставленные редакцией вопросы с этих слов одного из наших партнеров. Мне кажется, что они найдут понимание у многих.

Еськин Сергей
Директор по развитию ООО "ФК "Пульс", генеральный директор аптечного союза "Созвездие"

Сегодня мы слышим и читаем огромное количество рассуждений и экспертных мнений о происходящем в аптеках — в т.ч. и от людей, которые не всегда компетентны в данной области. Поэтому мы провели небольшой опрос по актуальным проблемам сегодняшнего дня среди наших партнеров — руководителей аптек и небольших аптечных сетей. Хотим поделиться с читателем результатами этого исследования.

Начнем с ответа на первый вопрос, заданный в теме номера июля: какие факторы в 2020–2021 гг. увеличивают издержки аптеки и что помогает (или может помочь) компенсировать рост расходов?

По мнению большинства наших респондентов, главный фактор, который увеличил издержки — это, безусловно, рост уровня налогообложения и расходов на администрирование работы.

Также аптеки отмечают:

  • увеличение коммунальных платежей;
  • возросшие затраты на выполнение обязательных лицензионных условий;
  • повышение стоимости аренды;
  • обусловленные пандемией необходимые расходы на дополнительную обработку аптек, а также на оборудование и средства индивидуальной защиты;
  • издержки, связанные с маркировкой.

Впечатляет? Но это еще не весь список.

Аптечные организации сталкиваются и с такими издержками, как:

  • постоянные затраты на обновление ПО и ККМ в связи с изменениями законодательства. Яркий тому пример — замена фискальных регистраторов в кассовых аппаратах;
  • отмена льгот по страховым взносам для фармработников;
  • переход части покупателей в онлайн–каналы;
  • дополнительные расходы на бухгалтерский учет при смене режима налогообложения;
  • рост расходов по эквайрингу — т.е. по операциям, когда покупатель расплачивается безналичным способом (соответствующие услуги банков, увы, дорожают). Этот пункт хотел бы отметить отдельно — затраты действительно высоки относительно реализованной наценки. Если рассчитать долю эквайринга в реализованной наценке, то наименьшее ее значение составит 5,2%.

Вполне себе ощутимый перечень дополнительных вызовов для аптеки — в особенности для аптеки небольшой. Со всеми этими задачами и крупному бизнесу справиться в одночасье нелегко. Есть ли лучик света надежды для фармацевтической розницы?

Как провизоры и фармацевты воспринимают перспективу своего будущего и с кем они связывают свои надежды? Или, по сложившейся привычке, надеются только сами на себя?

Вернемся ко второй части нашего вопроса: что может помочь? Здесь мнения разделились — от безоговорочного пессимизма и неверия, что ситуация может измениться к лучшему, до осторожного оптимизма.

"Пока не видим никаких реальных предпосылок для улучшения финансового состояния", — говорят многие. Кто–то перестал инвестировать свое развитие, кто–то сократил расходы на программное обеспечение и оборудование. Некоторые малые сети закрывают часть своих аптек.

Те, кто настроен умеренно оптимистично, рассчитывают на поиск компенсации растущих издержек — в частности, на пересмотр ценообразования на лекарственные препараты и корректировку режимов налогообложения. Аптеки отмечают и необходимость более реалистичных тарифов на эквайринг. В сегодняшних же условиях надеются, в основном, на маркетинговую работу — т.к. аптечные объединения предоставляют эту возможность уже сейчас. Важной оказывается и помощь аптечных союзов в ряде других рабочих процессов.

Перейдем к вопросу номер два: что предпринимают аптеки, ранее применявшие ЕНВД, чтобы продолжить свою деятельность — и каких организационных изменений потребовала смена налогового режима?

"Пытаемся понять, выгодно ли это вообще". "Предпринять здесь нечего". "Экономим". "Всеми способами увеличиваем выручку, но пока мы в убытке из–за УСН". "Режим экономии везде, где можно..." Среди способов улучшить доходность наши партнеры отметили, например, привлечение посетителей ростом и разнообразием ассортимента. Некоторые аптеки стали проводить больше акций и активизировали работу в интернете. Ряд организаций уменьшает товарные запасы и пытается сократить расходы, насколько это возможно.

"А что нам остается? Или плати налог, или закрывайся! — констатирует один из участников союза. — Моя прибыль уходит на оплату налога".

Что можно увидеть в ответах наших коллег?

Нет единого понимания, что именно делать. Решения абсолютно разнородные — вплоть до отсутствия решений как таковых. Аптеки в растерянности от совокупности вызовов, но понимают необходимость выработать новые стратегии и тактики (что легче выполнить опять же в партнерстве и совместном поиске ответа, как и куда двигаться дальше).

Организационных перемен при этом не так мало.

После отмены ЕНВД во многих аптеках ввели на полную ставку должность бухгалтера (соответствующий учет принципиально усложнился, а объем его стал значительно больше). В некоторых аптечных сетях, где бухгалтер уже работал, ему повысили зарплату, а программное обеспечение для бухучета пришлось менять полностью.

Еще часть изменений обусловила маркировка – в ряде аптечных организаций вынуждены были открыть ставку программиста и ставку технической поддержки, а также дополнительное рабочее место оператора для приемки маркированной продукции. Изменилась и схема работы сотрудников, связанных с приемкой и отпуском аптечного ассортимента.

Конечно, тут бы не постфактум изучать, как отразились на работе аптек те или иные законодательные решения. А предварительно посмотреть, чем они будут чреваты и как скажутся на устойчивости аптечных организаций.

Что могут сделать небольшие аптечные учреждения сейчас?

Часть ответов полны горькой иронии: "ждать и верить", "закрыться", "надеяться"... Есть и другие предложения: "«объединиться в отстаивании общих интересов аптечного сообщества", "работать и с другим ассортиментом — оптикой и т.д.", "найти банк с минимальными ставками — бесплатное внесение наличности, минимальный процент по эквайрингу, единовременный ежемесячный платеж за обслуживание расчетного счета".

Некоторые аптечные сети уверены, что единственный выход — закрыть аптеки с малым оборотом, а там, где оборот высокий — увеличить наценку... Но решит ли это сегодняшние проблемы или, напротив, усугубит их?

В ответе на третий вопрос "Как оцениваете инициативу о смягчении условий режима УСН для аптечных организаций?" наши аптечные партнеры оказались единодушны.

"Уменьшение ставки УСН для аптечных организаций — единственно правильный подход... Иначе в перспективе (причем не в самой далекой) не выдержать усиленного налогового давления".

"Положительно, но вопрос конкретно в цифрах. Если ставка налогообложения в режиме "доходы минус расходы" будет более 5%, то особого смысла не будет. И при десяти, и при пятнадцати процентах работа аптеки убыточна""

"Положительно, это просто необходимо сделать для выживания аптечных организаций".

"Отлично. Только за. Иначе не выжить".

"Не верю..."

"Инициатива хорошая, но верится с трудом. Малые и средние предприятия просто чахнут".

Если проанализировать комментарии наших коллег "в общем и целом", то все они, скорее всего, про отсутствие веры в изменения к лучшему по отношению к фармацевтической деятельности. Верить в чудо можно, но вероятность его ничтожно мала.

Что нужно изменить в юридическом и экономическом статусе аптеки?

В ответ на вопрос наши участники сформулировали ряд предложений.

Во–первых, уменьшить налоговую нагрузку. Сделать это возможно несколькими способами:

  • освободить лекарственные препараты от НДС;
  • уменьшить ставку УСН для аптечных организаций до 5% при применении режима "доход–расход" и 1% при расчете по доходам, а также увеличить число расходных статей, которые можно учесть для уменьшения расчетной величины налога;
  • вернуть ЕНВД или заменить ОСНО другой, более щадящей ставкой налогообложения.

Во–вторых, вернуть аптеке ее статус. "Фискальная нагрузка у нас как у торговой организации, а предъявляемые требования, в том числе социально ориентированные — как у медицинской", — комментирует один из наших участников. "Нужно перевести фармацевтов из состояния "продавец" в состояние "фармацевт–медик"", — уточняет другой руководитель аптечной организации. В том числе вернуть аптечным специалистам льготы при расчете налогов и пенсионных отчислений.

В–третьих, необходимо ограничить аптечную конкуренцию, — в частности, экспансию крупных сетей из других регионов.

К ответам наших аптечных партнеров хотел бы добавить некоторые комментарии о возможностях нашего объединения. Мы готовы помогать коллегам решать задачи по автоматизации рабочих процессов, повышению доходности, анализу бизнеса и аналитике фармацевтического рынка, выстраиванию отношений с дистрибуцией и привлечению дополнительных потоков посетителей. Также готовы давать рекомендации по ассортименту и товарному запасу... И это, наверное, не все, что мы можем сделать вместе. Недаром часть коллег в своих комментариях отметили, что для решения новых задач нужно объединяться.

Есть вещи, на которые повлиять пока невозможно. Пока… Но есть и те вопросы, задачи, вынося которые на обсуждение (в т.ч. путем опросов и анкетирования), мы можем решать все вместе.

Несмотря на то, что в ответах порой сквозили нотки пессимизма, в целом все руководители аптечных организаций нацелены на поиск решений в это непростое время. И на первом месте для них — качество оказания фармацевтической помощи пациенту.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban