25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Маркировка — пока еще один из ключевых факторов инфляции

Думаю, никакого влияния на развитие лекарственной промышленности сам факт сокращения бюджетов не окажет. Ведь он имеет место только в 2021 году.

Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Причем, несмотря на внушительную величину (38%), речь идет о довольно скромной по меркам общего размера финансирования программы сумме: бюджет уменьшается на 2,65 млрд. руб. Скорее всего, это изменение — техническое. И вызвано оно тем, что кто-то из участников программы не успевает реализовать те или иные этапы рабочего процесса. В итоге их пришлось перенести на более поздние сроки.

В пользу такой версии говорит и то, что в последующие годы бюджет, напротив, увеличивается: в 2022 г. — на 2,7%, а в 2023–2024 гг. — на 13,6%. Выпадающие объемы, таким образом, будут возвращены в программу в другие периоды. Общий бюджет программы корректируется очень незначительно (–1,1% или порядка 600 млн. руб.).

При этом стоит помнить, собственно, о задачах "Фармы–2030". Для их выполнения нужно, к сожалению, очень многое. Во–первых, гарантии закупок для препаратов, разработанных в рамках госпрограмм, — это позволит предприятиям–разработчикам прогнозировать возможности реализации этих лекарственных средств. Во–вторых, нужны преференции, дифференцированные в зависимости от глубины производственного цикла, — максимум должны получать те, кто производит лекарства из сырья российского происхождения. В–третьих, надо бороться с псевдолокализацией!

Проекты по упаковке in–bulk возможны только как один из этапов локализации. Если предприятие спустя 3–5 лет не переходит к производству полного цикла формулирования — возможно целесообразно вообще аннулировать лицензию. Бесконечное "отверточное" производство только вредит развитию промышленности.

Для экспорта необходимы меры по субсидированию, но размер средств, выделяемых на субсидии, должен быть значительно выше того, что предлагается сейчас. Возможны и другие механизмы, например, кредитование по льготным ставкам при соблюдении определённых условий. Требуется формулирование чётких приоритетов тем, кто может претендовать на субсидии. Производители каких–то условных "релиз–активных препаратов" такие субсидии получать не должны, в этом сегменте и так идет речь о сверхприбылях, а они могут быть инвестированы в развитие. Требуется также консультационная поддержка и сопровождение переговорного процесса. Эту работу могут вести торгпредства России за рубежом.

Как повлиял на фармпромышленность пересмотр цен на препараты перечня ЖНВЛП? По законам природы, если где–то что–то убыло, значит, где–то прибыло. Сокращение цен на лекарственные средства из списка ЖНВЛП в 95% случаев приводит к пересмотру цен на препараты вне перечня — особенно там, где у компаний есть такая возможность (т.е. портфель лекарственной продукции позволяет это делать). В итоге общий рост цен на ЛП по итогам января–апреля 2021 г. превышает 8,5%, среди непродовольственных товаров лекарства сейчас находятся на третьем месте по росту цен (быстрее рост цен только на табачные изделия и стройматериалы).

Безусловно, на ценник оказывают влияние и другие факторы (девальвация рубля, импортозависимость, внедрение системы маркировки и т.д.), но пересмотр цен на ЖНВЛП усиливает их влияние. К тому же, серьезно меняется портфель фармкомпаний. Есть масса примеров, когда предприятия–производители отказываются от работы с определенным ассортиментом, поскольку она становится для них финансово неинтересной. Здесь не всегда виноват собственно процесс пересмотра цен, но он опять же усиливает имеющиеся отраслевые проблемы.

Что касается системы маркировки, то в целом сегодня она работает. Бывают сбои, но сейчас они уже не носят столь критичного характера, как это было осенью 2020 г. Однако эта система — пока еще один из ключевых факторов инфляции. А значит, и ограничитель спроса.

Меняется и предложение: дефектура лекарственных препаратов сейчас возникает, в основном, из-за отказа от производства отдельных наименований. Причины мы уже обсуждали: себестоимость производства растет (из-за маркировки, роста цен на сырье, пересмотра цен в рамках перечня ЖНВЛП), а индексация цен в сторону увеличения очень сложна и носит не превентивный, а реактивный или же заявительный характер. На проблемы начинают реагировать после того, как о них громко заявили, а не на начальном этапе их развертывания, когда предотвратить негативные последствия значительно легче.

И, к сожалению, есть масса примеров, когда компании сворачивают производство и никому об этом не сообщают. А зачем? Если речь идет о конкурентных сегментах, где работают десятки производителей, пациент может и не ощутить изменений — по крайней мере, на первых порах. Но бывают и ситуации, когда препарат единичный или его производят 2–3 предприятия. И тогда остановка производства неизбежно приводит к дефектуре.

Отреагировать на это "постфактум" не всегда возможно. Если производителю, уже оказавшемуся в таком положении, предложить проиндексировать цену, меры поддержки рискуют опоздать. Ведь — в лучшем случае — производственные мощности уже могут быть загружены чем–то еще.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban