15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Медицинская помощь должна обладать принципом достаточности

Медицинская помощь должна обладать принципом достаточности

Медицинская помощь должна обладать принципом достаточности

Саверский Александр Владимирович

Президент «Лиги пациентов», председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, соавтор Декларации о правах пациентов в России и Этического кодекса обществ пациентов

Как улучшить взаимодействие власти и экспертов? Продолжить его в большем объеме, так как многие вопросы остаются неразрешенными.

Фактически сотрудничество с экспертным сообществом и учет его мнения стали возможными после конфликта между Леонидом Михайловичем Рошалем и Минздравсоцразвития. Мы впервые были услышаны.

Впервые за три года министерство выслушало экспертов. На встрече, организованной в конце мая Общероссийским народным фронтом, присутствовали практически все его представители. По крайней мере, им рекомендовали нас слушать. Это впервые за три года.

Вполне возможно, что в сентябре закон просто будет принят без дополнительных обсуждений, и ряд замечаний и дополнений к нему останутся неучтенными. Но по сравнению с первым вариантом в законопроект уже внесены изменения.

И все же – бессмысленно принимать концептуально значимые законы без обсуждения концепции. Эксперты неоднократно пытались обратить на это внимание министерства.

Например, в 2010 г. вступал в силу закон об обращении лекарственных средств. Мы предупреждали Минздравсоцразвития: принятие закона в том виде, какой он есть, приведет к исчезновению лекарств из аптек. Аптекам станет невыгодно торговать дешевым ассортиментом (а это ряд жизненно необходимых препаратов), что приведет к серьезным проблемам с доступностью лекарств и лекарственным обеспечением граждан. Так и произошло.

Также экспертное сообщество предупреждало о возможных последствиях принятия закона об ОМС. А министерство утверждало, что врачам, напротив, поднимут зарплаты – а они упали, чего и следовало ожидать.

Отсутствие системного видения проблемы приводит к минному полю, на котором постоянно что-то взрывается. А где будет взрываться – не обладая таким системным видением, предсказать невозможно. Мы, эксперты, предупреждаем, что такие проблемы возникнут, а в реальности картина получается еще интереснее.

Что касается определения пациента: предлагают исходить из того, что он как гражданин имеет право обратиться к врачу. И что человек, которому стало плохо на улице – и он упал и потерял сознание, должен в бессознательном состоянии ползти к системе здравоохранения и говорить, что он гражданин и может обратиться? А ведь система тоже должна сделать шаг к человеку. Необходимо, чтобы каждого человека – не только обратившегося за помощью, но и нуждающегося в ней, – закон признавал пациентом. Являясь пациентом, человек наделен уже другим набором прав – позволяющим беспрепятственно получить всю необходимую медицинскую помощь.

Ведь всегда существует системный конфликт: пациент для врача или врач для пациента?

В законопроекте, к сожалению, имеет место первый вариант: пациент для системы здравоохранения.

Определение здоровья в том виде, в котором оно содержится в проекте закона, приводит к тому, что мы не знаем, что мы охраняем. И как в таком случае говорить об охране здоровья?

Да, в определении ВОЗ есть слова о социальном благополучии. Но этот критерий здоровья относителен. Он подразумевает возможность субъективной оценки (человек является социально благополучным, но сам себя таковым не считает – и наоборот). А в результате нет возможности выстроить систему охраны здоровья, так как из определения непонятно, что именно подлежит охране.

Очень важный вопрос – разграничение платных и бесплатных медицинских услуг. Минздравсоцразвития настаивает на том, что бесплатная медпомощь оказывается в определенном объеме.

Но пациент не обладает специальными знаниями – и не может самостоятельно установить объем медицинской помощи, которая ему полагается бесплатно. И врач не всегда обладает такими знаниями. И постоянно будет возникать вопрос: какого же объема? Даже если этот объем четко определяется стандартом, пациент все равно не поймет, о каких медицинских вмешательствах говорится как о бесплатных. Получается, пациента с черепно-мозговой травмой, нуждающегося в сложнейшей операции, необходимо заставить читать, есть ли данная операция в списке бесплатных медуслуг.

Получается, гражданин вынужден постоянно спрашивать: а вот это мне можно платно или бесплатно? Что создает все условия для его обмана – и обманывать можно будет постоянно.

Конституция (ст. 41) гарантирует гражданину не «помощь какого-то объема», а «помощь где?» – в государственных и муниципальных учреждениях, которая оказывается бесплатно. И она бесплатна.

Законопроект предлагает нам читать Конституцию следующим образом: «оказывается бесплатно за счет граждан».

А если – уже после принятия закона и нескольких лет его действия Конституционный суд сочтет принятый в такой редакции законодательный акт не соответствующим Конституции и скажет, что так Конституцию читать нельзя?

Это же повлечет необходимость возвращения гражданам средств, которыми они оплачивали медицинскую помощь, находящуюся «вне объема». И придется возвращать все эти средства.

Реальный случай: акушер-гинеколог ушла в отпуск. Ее обвиняют в получении взяток. Она в свое оправдание говорит: я была в отпуске, это было мое личное время, и я, находясь в отпуске, оказывала платные медицинские услуги (причем далеко не одному человеку). Да, она сама не поняла, что такие действия также являются незаконными: частная медицинская деятельность без лицензии. Но осознание того, что можно оказывать платно бесплатные виды медицинской помощи, уже есть в сознании медицинских работников.

И к нему добавляется законодательная неопределенность, созданная новым толкованием Конституции, предложенным Минздравсоцразвития. Пациент поставлен перед необходимостью постоянно доказывать государству свое право на бесплатную медпомощь. При подобной постановке проблемы врач скажет пациенту с пневмонией: рентген вам не нужен, он уже является дополнительной помощью, просто возьмем стетоскоп и поставим диагноз.

В одном из приказов по Московской обл., разрешающим учреждениям платные услуги, содержится список из примерно 4000 наименований платных медицинских услуг. Есть в нем и сложнейшие хирургические вмешательства, и, например… термометрия. То есть любой вид медпомощи можно посчитать платным. Прецедент создан.

Возможно, положения законопроекта основываются на том, что постановление Правительства РФ от 13.01.96 №27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» разрешает оказывать дополнительные услуги.

Но что такое дополнительные услуги? Медицинская помощь должна обладать принципом достаточности. Все, что дополнительно, а не необходимо пациенту – опасно для его здоровья.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг