Медицинская помощь должна обладать
принципом достаточности
Саверский Александр
Владимирович
Президент «Лиги пациентов», председатель Общественного
совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, соавтор Декларации о
правах пациентов в России и Этического кодекса обществ пациентов
Как улучшить
взаимодействие власти и экспертов? Продолжить его в большем объеме, так как
многие вопросы остаются неразрешенными.
Фактически сотрудничество с
экспертным сообществом и учет его мнения стали возможными после конфликта между
Леонидом Михайловичем Рошалем и Минздравсоцразвития. Мы впервые были услышаны.
Впервые за три года министерство
выслушало экспертов. На встрече, организованной в конце мая Общероссийским
народным фронтом, присутствовали практически все его представители. По крайней
мере, им рекомендовали нас слушать. Это впервые за три года.
Вполне возможно, что в сентябре
закон просто будет принят без дополнительных обсуждений, и ряд замечаний и
дополнений к нему останутся неучтенными. Но по сравнению с первым вариантом в
законопроект уже внесены изменения.
И все же – бессмысленно принимать
концептуально значимые законы без обсуждения концепции. Эксперты неоднократно
пытались обратить на это внимание министерства.
Например, в 2010 г. вступал в
силу закон об обращении лекарственных средств. Мы предупреждали
Минздравсоцразвития: принятие закона в том виде, какой он есть, приведет к
исчезновению лекарств из аптек. Аптекам станет невыгодно торговать дешевым
ассортиментом (а это ряд жизненно необходимых препаратов), что приведет к
серьезным проблемам с доступностью лекарств и лекарственным обеспечением
граждан. Так и произошло.
Также экспертное сообщество
предупреждало о возможных последствиях принятия закона об ОМС. А министерство
утверждало, что врачам, напротив, поднимут зарплаты – а они упали, чего и
следовало ожидать.
Отсутствие системного видения проблемы
приводит к минному полю, на котором постоянно что-то взрывается. А где будет
взрываться – не обладая таким системным видением, предсказать невозможно. Мы,
эксперты, предупреждаем, что такие проблемы возникнут, а в реальности картина
получается еще интереснее.
Что касается определения
пациента: предлагают исходить из того, что он как гражданин имеет право
обратиться к врачу. И что человек, которому стало плохо на улице – и он упал и
потерял сознание, должен в бессознательном состоянии ползти к системе
здравоохранения и говорить, что он гражданин и может обратиться? А ведь система
тоже должна сделать шаг к человеку. Необходимо, чтобы каждого человека – не
только обратившегося за помощью, но и нуждающегося в ней, – закон признавал пациентом.
Являясь пациентом, человек наделен уже другим набором прав – позволяющим
беспрепятственно получить всю необходимую медицинскую помощь.
Ведь всегда существует системный
конфликт: пациент для врача или врач для пациента?
В законопроекте, к сожалению,
имеет место первый вариант: пациент для системы здравоохранения.
Определение здоровья в том виде,
в котором оно содержится в проекте закона, приводит к тому, что мы не знаем,
что мы охраняем. И как в таком случае говорить об охране здоровья?
Да, в определении ВОЗ есть слова
о социальном благополучии. Но этот критерий здоровья относителен. Он
подразумевает возможность субъективной оценки (человек является социально
благополучным, но сам себя таковым не считает – и наоборот). А в результате нет
возможности выстроить систему охраны здоровья, так как из определения
непонятно, что именно подлежит охране.
Очень важный вопрос –
разграничение платных и бесплатных медицинских услуг. Минздравсоцразвития
настаивает на том, что бесплатная медпомощь оказывается в определенном объеме.
Но пациент не обладает
специальными знаниями – и не может самостоятельно установить объем медицинской
помощи, которая ему полагается бесплатно. И врач не всегда обладает такими
знаниями. И постоянно будет возникать вопрос: какого же объема? Даже если этот
объем четко определяется стандартом, пациент все равно не поймет, о каких
медицинских вмешательствах говорится как о бесплатных. Получается, пациента с
черепно-мозговой травмой, нуждающегося в сложнейшей операции, необходимо
заставить читать, есть ли данная операция в списке бесплатных медуслуг.
Получается, гражданин вынужден
постоянно спрашивать: а вот это мне можно платно или бесплатно? Что создает все
условия для его обмана – и обманывать можно будет постоянно.
Конституция (ст. 41) гарантирует гражданину
не «помощь какого-то объема», а «помощь где?» – в государственных и
муниципальных учреждениях, которая оказывается бесплатно. И она бесплатна.
Законопроект предлагает нам
читать Конституцию следующим образом: «оказывается бесплатно за счет граждан».
А если – уже после принятия
закона и нескольких лет его действия Конституционный суд сочтет принятый в
такой редакции законодательный акт не соответствующим Конституции и скажет, что
так Конституцию читать нельзя?
Это же повлечет необходимость
возвращения гражданам средств, которыми они оплачивали медицинскую помощь,
находящуюся «вне объема». И придется возвращать все эти средства.
Реальный случай: акушер-гинеколог
ушла в отпуск. Ее обвиняют в получении взяток. Она в свое оправдание говорит: я
была в отпуске, это было мое личное время, и я, находясь в отпуске, оказывала
платные медицинские услуги (причем далеко не одному человеку). Да, она сама не
поняла, что такие действия также являются незаконными: частная медицинская
деятельность без лицензии. Но осознание того, что можно оказывать платно
бесплатные виды медицинской помощи, уже есть в сознании медицинских работников.
И к нему добавляется
законодательная неопределенность, созданная новым толкованием Конституции, предложенным
Минздравсоцразвития. Пациент поставлен перед необходимостью постоянно
доказывать государству свое право на бесплатную медпомощь. При подобной
постановке проблемы врач скажет пациенту с пневмонией: рентген вам не нужен, он
уже является дополнительной помощью, просто возьмем стетоскоп и поставим
диагноз.
В одном из приказов по Московской
обл., разрешающим учреждениям платные услуги, содержится список из примерно
4000 наименований платных медицинских услуг. Есть в нем и сложнейшие
хирургические вмешательства, и, например… термометрия. То есть любой вид
медпомощи можно посчитать платным. Прецедент создан.
Возможно, положения законопроекта
основываются на том, что постановление Правительства РФ от 13.01.96 №27 «Об
утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению
медицинскими учреждениями» разрешает оказывать дополнительные услуги.
Но что такое дополнительные
услуги? Медицинская помощь должна обладать принципом достаточности. Все, что
дополнительно, а не необходимо пациенту – опасно для его здоровья.