Свои коррективы внесла и пандемия COVID–19, потребовавшая быстрой перестройки существующей системы и выработки новых решений. О том, как работать над улучшением оказания медпомощи в новых условиях, эксперты поговорили на XIII Всероссийской научно–практической конференции с международным участием "Медицина и качество — 2020".
Выступивший на пленарном заседании министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко подчеркнул важность пациентоориентированности в здравоохранении. По его мнению, формирование единых подходов и цифровой системы позволяют быстро принимать решения и спасать жизнь пациентов.
Сегодня серьезным вызовом для всех нас стала пандемия COVID–19. В первую очередь из–за того, что вирус легко распространяется, а умеренная заразность не позволяет быстро локализовывать новые очаги.
Министр отметил, что пока мы не можем полностью фармацевтически контролировать эпидемический процесс, поэтому на данном этапе необходимо сохранять существующие ограничительные меры. Их важность нельзя отрицать: так, по данным исследований, основным фактором, определяющим разницу в показателях смертности от коронавируса среди европейских стран, стала скорость запрета массовых мероприятий.
Сейчас в нашей стране развернуто более 276 тыс. коек, из них более 41 тыс. в инфекционных стационарах, а 235 тыс. — в перепрофилированных. Идет работа над созданием особых регуляторных инструментов, направленных на ускорение доступа медпродукции для диагностики, лечения и профилактики коронавируса. Михаил Мурашко добавил, что сегодня в нашей стране достаточно мощностей для производства тестов.
Министр отметил, что в будущем нам будут важны такие инструменты, как автоматические анализаторы в местах массового скопления людей и на границе, национальные банки сывороток и коллекции микроорганизмов, а также прикладные математические модели распространения инфекций и геоинформационные системы.
БЕЗ ДОБРОВОЛЬЦЕВ НИКУДА
Председатель Всероссийского общественного движения "Волонтеры–медики", руководитель Центра координации волонтерских штабов помощи людям #МыВместе Павел Савчук рассказал о всероссийской акции #МыВместе.
Сегодня в ней участвуют свыше 170 тыс. волонтеров из 85 региональных штабов. Благодаря их труду 4,5 млн человек получили помощь по доставке продуктов и лекарственых средств. В период пандемии не менее важно стабильное психологическое состояние, поэтому участники проекта оказывают еще и психологическую поддержку. На текущий момент свыше 180 тыс. человек получили консультации от волонтеров–психологов по телефону горячей линии, а более 1,5 млн человек воспользовались чат–ботом в VK.com, Viber или Telegram.
Во время проекта ведется мониторинг потребности медучреждений в волонтерской помощи. Если необходимо, волонтеры могут работать в приемных отделениях и welcome–зонах больниц и поликлиник и колл–центрах. Помощь позволяет снизить нагрузку на персонал, ускорить все процессы в лечебных учреждениях, а также уменьшить негатив со стороны населения благодаря вниманию со стороны волонтеров и медперсонала.
ПАНДЕМИЯ НЕ ОТМЕНЯЕТ КОНТРОЛЬ
Председатель Федерального ФОМС Елена Чернякова отметила особенности контроля оказания медпомощи. Он может быть медико-экономическим, в основе которого лежит анализ счетов.
За 10 месяцев этого года проверку прошли 516 414,1 тыс. счетов, 2% из них содержали различные нарушения. Далее идет медико-экономическая экспертиза, когда детально изучается документация. Из проверенных 15 024, 7 тыс. документов нарушения были в 14,4% случаев. В основном они связаны с непрофильными госпитализациями, нарушениями оказания медпомощи, невключение или несвоевременное включение граждан в группу диспансерного наблюдения, а также взимание платы за помощь, входящую в ОМС.
Еще одна процедура — экспертиза качества медпомощи. За 10 месяцев текущего года было рассмотрено 5086,9 тыс. случаев, 25,2% из них содержали нарушения, например, несоблюдение клинических рекомендаций или стандартов оказания медпомощи, преждевременное завершение лечения и т.д.
Эксперт добавила, что с марта по октябрь медучреждениям были выделены по программе госгарантий 143,5 млрд руб. на тестирование пациентов с подозрением на COVID–19 и их стационарное лечение. Больше всего средств медучреждениями было израсходовано в октябре (38,3 млрд руб.).
Также в августе из резервного фонда регионы дополнительно получили 47,5 млрд руб. Данные средства должны были компенсировать расходы на тестирование и лечение больных COVID–19.
Из этой суммы большую часть средств получили Москва, Московская обл., Санкт–Петербург и Республика Дагестан.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Алла Самойлова рассказала, что даже в такое непростое время ведомство активно занимается профилактикой нарушений и собирает динамику статистических показателей по оказанию помощи больным неинфекционными хроническими заболеваниями, следит за качеством проведения телемедицинских консультаций, обеспечением СИЗ, медицинским кислородом и лекарственными препаратами, а также работой амбулаторного звена.
Часто приходилось выявлять отсутствие доступности КТ, дефектуру и рост цен на препараты. Необходимо учитывать, что контрольные мероприятия носят прежде всего методический характер, и их основная цель не просто устранить нарушения, но и выработать новые стратегии, чтобы не допустить их в будущем.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПОМОЩНИКИ
Заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова рассказала об особенностях лечения COVID-19 в столице.
Начало пандемии охарактеризовалось высокой неопределенностью и быстрыми изменениями установленных правил, однако в этих трудных условиях удалось разработать основные принципы взаимодействия врачей и пациента. Во главе угла сопровождение больного от диагностики до выздоровления, преемственность и непрерывность лечения, максимальный контроль на каждом этапе, четкий регламент этапов работы и оперативная перестройка процессов.
Сегодня в Москве действует единая информационная система, куда приходят все данные о заболевших. Ее цель не только собрать все сведения, но и сократить до минимума сроки внедрения новых решений, снять нагрузку с медперсонала и обеспечить прозрачность всех действий, решений и результатов, а также предоставлять оперативную аналитику.
Кроме того, работает и единая лабораторная система, в которую включены 600 медучреждений. Положительные результаты тестирования на коронавирусную инфекцию поступают в единый реестр. Результаты становятся доступны врачам и автоматически рассылаются заболевшим с помощью СМС. В день рассылается примерно 50 тыс. сообщений. Система позволяет осуществлять оперативный поиск больных и их маршрутизацию. Важно, что информация о вновь заболевших москвичах поступает в режиме реального времени.
Пациентов, находящихся под наблюдением медиков, можно условно разделить на несколько групп. Если это люди с симптомами ОРВИ, то в течение 24 часов с момента обращения в поликлинику к ним должен прийти врач, кроме того, 2 раза в день им звонят из специального колл-центра, чтобы узнать о самочувствии. Протоколы осмотра доступны в электронном виде по результатам каждого визита на дом. Все назначения лекарственных средств также фиксируются.
Данные по бессимптомных больных передаются в общегородской колл–центр. В течение 14 дней осуществляется их ежедневный обзвон по чек–листу. Аудиопротокол при этом сохраняется в ЕМИАС. Если у человека появляются симптомы, то им уже занимается поликлиника.
Больные с подтвержденной ковидной пневмонией лечатся в стационаре или амбулаторно, в зависимости от тяжести состояния. При нахождении дома они не только получают помощь поликлиники, но и консультации телемедицинского центра, 200 врачей которого ежедневно получают задания по приему пациентов в видеорежиме. Специалисты обязательно звонят на второй, четвертый и шестой день после подтверждения пневмонии.