20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Модернизация аптечного бизнеса: не забыв о сути

В ноябре прошлого года в Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев объявил о необходимости всесторонней модернизации нашей страны. Он призвал «вместо примитивного сырьевого хозяйства создать умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям» и обозначил «приоритеты модернизации экономики и технологического развития, которые являются ключевыми для выхода России на новый технологический уровень… Это – внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности… Важнейшее для наших граждан направление работы – развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики».

С тех пор о модернизации говорят все, а само слово стало чрезвычайно популярным, как и «реформирование» и «инновации». Государство постоянно играет громкими словами, которые, по сути, одно и то же. Мы не развиваемся, а объявляем «очередную кампанию». Когда уже, наконец, реформируемся и начнем жить и работать нормально?

Но вернемся к ныне модной «модернизации». Давайте определимся с этим понятием. Модернизация – это усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизация – это также совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Модернизация аптек без изменения всего фармрынка невозможна. Аптечный бизнес находится на том уровне, на котором находится весь рынок. Поэтому, перефразируя известный тезис, «построить модернизацию в отдельно взятой аптеке нельзя». Но можно работать профессионально и системно.

Декан фармацевтического факультета Нижегородской государственной медицинской академии Светлана Кононова уверена, что в России традиционно начинают создавать что-то новое, предварительно разрушив все старое. А так ли уж плохо это «старое»? В советские времена существовали нормы по размещению аптек, на каждую из них приходилось определенное количество жителей, учитывалось даже расстояние между аптеками. Сегодня с аптечными предприятиями явный перебор - есть регионы, где на одну аптеку приходится менее 2000 жителей, что явно отражается на прибыльности аптек.

Традиционная форма аптеки постепенно отмирает, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Аптеки в России традиционно занимались производством лекарств. Сегодня производство осталось не более чем в двух процентах российских аптек. Еще одна важная функция – консультирование – уходит на последний план. Продавать больше и больше – основная задача фармацевта.

Наши эксперты, к которым МА обратилась за комментариями, заглянули в словари, чтобы удостовериться, насколько их представление о модернизации соотносится с классическим определением. Здесь нет единодушия. Сколько экспертов, столько и мнений.

Заведующая кафедрой управления и экономики фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Елена Максимкина под модернизацией понимает «приведение аптечной деятельности в соответствие с международными профессиональными нормами». В аптеке должны помогать, а не только добиваться роста продаж. Никакое техническое оснащение не заменит сотрудника аптеки, главная задача которого – помочь, подсказать. Лечат не только таблеткой, но и словом. Для потребителя важно, как его обслужили, как поддержали в момент продажи лекарственного средства, на что обратили его внимание.

Генеральный директор «Комкон-Фарма» Олег Фельдман считает, с точки зрения маркетолога, что «сегодня многое меняется в работе аптек, но это нельзя назвать модернизацией. Это реальные потребительские требования, которые руководят рынком. Аптечные сети существуют по четким рыночным законам, и они будут модернизироваться только тогда, когда этого потребует рынок. Поэтому все разговоры в стиле президентской терминологии не имеют абсолютно никакого отношения к этому процессу».

Но, как отметил в своем Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев, «перемены к лучшему происходят лишь там, где есть возможность для открытого обсуждения возникающих проблем, для честного соревнования идей, определяющих методы их решения, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. И в то же время могут брать на себя ответственность за положение дел… понимают, что только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии». А на бюрократию, так же как и на политиков, фармацевтическое сообщество может повлиять, научившись выражать свое мнение единым фронтом. Консолидация профессиональных усилий тоже нуждается в модернизации.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи рубрики тема номера:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban