МПТ не увидел значительности объема затрат на маркировку
Аптечное сообщество проанализировало структуру "стартовых" и регулярных расходов аптек на взаимодействие с маркировкой — и обратилось к ведомству с просьбой выработать критерии их компенсации, чтобы сохранить доступность фармацевтической помощи.
"Около нуля"?
В ответ Министерством было отмечено: приобретение ККТ, фискальных накопителей и т.д. не обусловлено напрямую необходимостью взаимодействия с системой МДЛП, и для работы по данному направлению задействована уже наличествующая инфраструктура (в технологическом аспекте). При этом затраты каждой аптеки оценены ведомством в сумму от десяти тысяч рублей, а стоимость фискального накопителя – в размере от семи до одиннадцати тысяч.
Размер абонентской платы за поддержку программных продуктов для системы мониторинга охарактеризован как зависящий от особенностей работы каждой организации. Конкретные цифры в письме не отражены. Также указано, что с первого января минувшего года электронные подписи для юрлиц и ИП выпускаются ФНС, причем на безвозмездной основе. Письмо подготовлено департаментом МПТ, курирующим систему цифровой маркировки товаров.
Сходным образом аптечные издержки при внедрении маркировки оценивают в ЦРПТ: от пятнадцати до двадцати тысяч рублей за ручной сканер и требуемые программные продукты. А "льготным" аптекам, к тому же, безвозмездно выдаются регистраторы выбытия.
Однако даже названные суммы (без учета "индивидуального" размера абонентской платы за обслуживание компьютерных программ) могут оказаться критическими для небольшой аптеки на селе и даже в маленьком городке — спутнике райцентра.
Пятнадцать–двадцать тысяч, затраченных малым аптечным учреждением единовременно, с большой вероятностью могут не успеть окупиться. И тогда на "экономически непривлекательной" территории исчезает единственный источник фармпомощи пациенту.
Рентабельность и эффективность
"Технические» затраты — только часть ситуации. С повышением издержек падает рентабельность деятельности организации. Ведь расходная часть повышается, а доходная – в самом оптимистичном случае остается прежней.
Изменилась, к тому же, и структура рабочего времени аптечных специалистов. Ведь после внедрения системы МДЛП существенно дополнился спектр их обязанностей. Поэтому "в минусе" рискует оказаться динамика еще одного показателя — эффективности. Усилий на ту же приемку и другие операции затрачивается много больше. Но вот результаты в ряде случаев снижаются: покупатель-пациент не сможет приобрести жизненно необходимое лекарство, если код «не читается» по той или иной причине. А значит, фармпомощь в итоге не оказана. Хотя фармацевт или провизор сделал все возможное.
При этом получается, что труд работника аптеки ощутимо дорожает. Но как изыскать необходимые резервы для подъема зарплат, если рентабельность и эффективность стали ниже?
Кадровый вопрос обостряется, доступность фармпомощи падает
"Многие аптечные организации не имеют возможности повышения оплаты труда своим сотрудникам, и необходимость взаимодействия с системой МДЛП в них привела к существенному снижению условий труда для персонала (из–за увеличения рабочей нагрузки при прежнем уровне заработной платы). Поэтому требуемого повышения оплаты труда, коррелирующего с реальным ростом нагрузки, не происходит. Данный фактор в ближайшей перспективе ведет к обострению кадрового вопроса в аптечных организациях, а следовательно, к снижению доступности фармацевтической помощи пациенту, — было отмечено в письме ААУ "СоюзФарма". — Сегодняшняя экономическая нагрузка на аптечную организацию, обусловленная базовыми и ежегодными расходами на взаимодействие с системой МДЛП, требует оперативного снижения — в целях предупреждения закрытия значительного количества независимых аптек и малых аптечных сетей, для сохранения доступной фармацевтической помощи пациенту на всей территории нашей страны".