04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Наше пожелание — побольше учебной практики в аптеках

Главное в аптеке и аптечной сети — создать атмосферу, в которой все сотрудники будут счастливы работать друг с другом на благо пациенту. У нас в аптеках устоявшийся коллектив — многие специалисты работают по 15–20 лет. На этом костяке мы и держимся.

Шакая Темур
Председатель совета директоров группы компаний A.v.e.

Иногда бывает, что стажировка нового сотрудника проходит в аптеке, расположенной в неудобном для него месте. А потом, когда стажировка заканчивается, фармацевт отказывается переводиться в аптеку рядом с домом, хочет остаться именно там, где стажировался. Хотя наши аптеки — уже у каждого метро. Людям нравится получать хорошую атмосферу, которую мы стараемся создавать на всех уровнях, от руководства до каждой аптеки. Когда приходят молодые специалисты, мы прикрепляем к ним наставников – наших опытных сотрудников. Они не только обучают новичков фармдеятельности, но и знакомят их с культурой общения в аптечной сети. Основной принцип нашей работы: «Нет начальства — все равны».

Что самое важное для выпускника вуза, который впервые пришел работать в аптеку? Первое — человеческие качества, второе – базовые знания и готовность учиться. Всему остальному мы научим. Система наставничества помогает «зеленым» неопытным специалистам быстро подняться на уровень профессионалов. Как правило, наставничество длится один–три месяца, а потом новый сотрудник начинает работать самостоятельно.

В числе главных проблем молодого специалиста — недостаточное знание ассортимента в аптеках. Университеты и институты попросту не успевают следить за появлением новых препаратов. Поэтому в начале своих трудовых будней фармацевты получают тесты, касающиеся аптечного ассортимента. Тесты составлены таким образом, что человек сам понимает, где в его знаниях пробелы, и начинает изучать вопросы, по которым ему не хватает информации. Наше главное пожелание системе высшего фармацевтического образования — внедрить побольше практики в аптеках. Студентам ее очень не хватает. Наши аптеки принимают студентов фармфакультетов на разрешенные для студентов виды деятельности.

Мы с удовольствием берем и специалистов с медицинским образованием. После прохождения курсов по переподготовке медработников в фармацевтов, на которые мы можем направить любого медработника, который действительно захотел работать в аптеке, новоиспеченный фармацевт часто превосходит по знаниям некоторых выпускников фармучилищ. Обучение таких сотрудников мы полностью оплачиваем. Из врачей часто получаются лучшие фармацевты, чем из дипломированных выпускников фармвузов. Ведь те, кто умеет лечить людей, умеет и работать с людьми. Хороший врач лечит тело через душу.

Курсы по маркетингу, мерчандайзингу и т.д. — не лишнее для фармспециалиста, но и не то, что ему необходимо в первую очередь. Хороший фармацевт на интуитивном уровне знает все, чему его пытаются обучить маркетологи и пр. Сама система выкладки в аптеках способствует продвижению тех или иных ЛС. Сегодня, начитавшись книжек, многие пытаются перетянуть в работу аптек разные коммерческие приемы. Но фармация — не торговля, а фармацевт — не продавец. Да, у всех людей, в чью профессиональную деятельность входит общение с покупателями, есть общие черты. Но фармацевт обязан дать больному человеку, пришедшему за лекарством, грамотную консультацию. После того, как почти во всем мире врачей обязали выписывать рецепты по МНН, от знаний специалиста в аптеке зависит очень и очень многое. Ему необходимо объяснить посетителю, какой препарат — оригинальный, кто его создал, какие есть дженерики и чем они отличаются. Более того, посетителя нужно поддержать эмоционально и морально. Одно из качеств, важнейших для фармработника, — способность заботиться.

Что касается предложений продавать в магазинах лекарства… Давайте тогда и людей лечить в магазинах! И операции делать в мясных лавках!

Всем фармспециалистам рекомендовал бы посещать курсы производителей ЛС — во–первых, это хороший способ получить дополнительные знания от приглашенных компанией хороших преподавателей, во–вторых, эти курсы проводят бесплатно, и в-третьих, на примере препаратов того или иного фармпроизводителя можно многому научиться. Главное — посещать курсы ряда разных компаний. Тогда в процессе обучения фармацевт отделит от рекламных сведений ту суть, которая даст ему возможность помогать, а не продвигать.

Мы не вводим в аптечный ассортимент препараты, за которые может быть стыдно. Акции очень часто проводим своими силами — для пенсионеров и других людей, находящихся в трудном социальном положении. В настоящее время в сотрудничестве с производителем сделали акцию для покупателей препарата «Эссенциале» и продаем три упаковки этого лекарства по цене двух. В сети «Горздрав» стараемся приятно удивить посетителей ценой, а в A.v.e. Luxury — привлечь людей, которым важны персональный подход, отсутствие очередей и эксклюзивные товары. Мы очень бережем любовь наших покупателей.