04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Найди свой путь

Насколько профессиональное образование определяет, гарантирует дальнейшую карьеру? Если мы говорим о фарминдустрии, то совершенно очевидно, что ее можно условно разделить на три больших блока: производственный сегмент (заводы); дистрибутивный: оптовый и аптечный сегменты; и работа представительств иностранных компаний. Ясно, что знания и умения в этих областях имеют общее и особенное.

Бойко Илларион Николаевич
Коммерческий директор компании Nycomed

В частности, в представительствах иностранных компаний одним из главных направлений является оперативный и стратегический маркетинг. Для понимания и участия в интернациональных проектах в рамках своей компании многим менеджерам необходимы не только медицинские, фармацевтические и другие знания, но и владение иностранным языком. Чаще всего требуется разговорный и письменный английский язык.

Сотрудники представительств чаще всего называются медицинскими консультантами или представителями. В самом названии содержится их главная функция – информирование специалистов о показаниях, достоинствах, преимуществах и побочных действиях лекарственных препаратов. Можно сказать, что они «продают» пользу, лучшую эффективность лечения, способ профилактики. В этом смысле они продавцы и маркетологи. Вы спросите почему? А потому, что они являются источником знаний нужных и нацеленных на врачей, провизоров и фармацевтов.

Проблема с подбором специалистов и менеджеров руководящего среднего звена и высшего звена в компании, разумеется, есть. О каком специалисте мечтает любая иностранная фармацевтическая компания, работающая в России? Об энергичном, знающем, амбициозном, имеющем результативный опыт работы, представляющем себе перспективы. Этот руководитель должен быть готовым и иметь мотивацию, нацеленную на достижение высоких задач. Это идеальная композиция.

Фармкомпании должны, по моему мнению, принимать участие в системе подготовки кадров для отрасли в значительно большей степени, чем это происходит сейчас, активно сотрудничая с вузами. Возможно, должно быть большее количество открытых лекций, семинаров, круглых столов в рамках основной программы Высшей школы, куда бы привлекались практические специалисты с целью обсуждения актуальных вопросов в постоянно изменяющейся фармацевтической отрасли. Для нашей компании приоритетным направлением социальной деятельности является стипендиальная программа «Никомед» – Золотые кадры медицины», которая призвана поддержать наиболее талантливых студентов медицинских и фармацевтических вузов, намеренных профессионально расти, развиваться в области медицины, а также желающих получать практические умения и навыки. На сегодняшний день в программе принимают участие 18 государственных московских и региональных вузов. В течение учебного года 10 победителей в каждом вузе-участнике Программы ежемесячно получают именные стипендии NYCOMED. Это инвестиции в развитие потенциала будущих специалистов фармацевтической индустрии России.

Для успешной работы и карьеры в любой иностранной компании-производителе я бы выделил два основных направления:

  • маркетинг-менеджмент. Он формирует идеологию развития компании, портфель препаратов, их приоритетность, перспективы и будущее корпорации;
  • менеджмент «полевых сил». Он подразумевает управление специалистами в городах, регионах, территориях и в целом по России. Эти сотрудники претворяют в жизнь идеи и планы, разработанные ими и менеджерами по маркетингу.

Здесь, на мой взгляд, нужны такие качества, как лидерство, энтузиазм, знание психологии, умение выступать перед аудиторией, ставить конкретные ориентиры и контролировать их достижение. Разумеется, крайне важны четкие и спланированные действия по поддержке бизнеса со стороны коммерческого и логистического департаментов, а также финансов, медицинского и юридического, PR & GR и др. отделов. Очевидно, что в этих областях акценты и глубина конкретных знаний должны быть разными. Именно поэтому во всех иностранных компаниях-производителях существуют тренинговые отделы, которые должны привести существующий уровень знаний и компетенций в необходимый для конкретных специалистов и компании в целом формат. Нельзя недооценивать также вопросы самообразования и обучения в процессе работы. Мне кажется, что некая пассивность и потребительское отношение к знаниям встречаются в последнее время все чаще. Должно быть наоборот. Как говорила моя бабушка: «Знания за плечами не носить».

Объясню, что я имею в виду. Иногда сотрудники компаний обращаются в отдел развития персонала с просьбой об обучении на внешних курсах или МВА. На вопрос, что заставляет их стремиться к повышению уровня образования, типовым ответом является: «Хочу расти и развиваться…» При уточнении – «какую последнюю книгу по данному вопросу прочитал специалист», как правило, получаешь лишь вопросительный взгляд и удивление. Образование и развитие должны быть постоянной потребностью личности, не ограничиваясь слушанием и пассивным участием. Только понимание себя, своих потребностей и устремлений позволяет найти в жизни свой путь.

Сразу замечу, что к обучению в рамках программы MBA я отношусь исключительно положительно, но… обучающийся должен четко представлять себе, как полученные знания будут конвертированы в результат для него лично и для компании, в которой он работает или планирует работать. Мне самому, например, было интересно обучение по программе Executive МВА Stockholm School of Economics.

С моей точки зрения, знания и умения – это инструмент достижения личной и профессиональной цели, радости и удовлетворения.

В заключение хочется рассказать историю, которая мне очень нравится. Она связана с Сократом. Говорят, что он ежегодно набирал к себе в обучение определенное количество учеников. Он учил их многому, в том числе риторике, ораторскому искусству. Однажды, когда прием уже был закончен, из дальнего региона приехал сын одного богатого человека и очень просил взять его в ученики в этом году. Он говорил про дальнюю дорогу, готовность заплатить большие деньги и желание учиться у самого известного философа. Следует отметить, что плата богатых и бедных была одинакова и носила символический характер. Сократ пригласил его на беседу и после нее согласился принять его в ученики, но назначил двойную плату. Ученик согласился, но спросил, почему так? Сократ ответил: «Мне придется учить вас не только тому, как говорить, но и тому, как слушать».

При выборе кандидата на вакантную должность очень важным является чувство уверенности в том, что будет сделано все возможное в плане профессионального развития, целеустремленности, упорства и энтузиазма для выполнения конкретной работы. Это во многом определяет решение.

С моей точки зрения, эта история говорит о том, что нужно понимать, чего ты хочешь, и каким образом это может быть достигнуто в профессиональном и личном плане.