Найти компромисс между интересами бизнеса и государства
Дмитриев Виктор Александрович
Генеральный директор АРФП
Все наши усилия направлены на защиту и поддержку российских производителей и помощь в их профессиональной деятельности. Ассоциация отстаивает интересы участников в государственных органах власти, судах и т.д. Индивидуально компании и сами решают свои вопросы – а в Ассоциации это делается на глобальном уровне. АРФП является участником Российского Союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ), Европейской Ассоциации производителей безрецептурных препаратов (AESGP). Также Ассоциация активно сотрудничает (в т.ч. в рамках созданных ею рабочих групп) с профильными федеральными государственными органами власти: Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзором, Минпромторгом РФ, Советом Федерации, Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья, ФАС РФ, Минэкономразвития РФ; с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; с Общественной палатой РФ (Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта); с Комиссией Таможенного союза; с Межгосударственной комиссией по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств – участников СНГ; с Экспертным советом по здравоохранению при «Деловой России».
Последние инициативы АРФП, на которые удалось получить реакцию со стороны госорганов:
- порядок взаимодействия врачей и медпредставителей;
- предложения по изменению методики ценообразования на препараты из Перечня ЖНВЛП;
- предоставление преференций отечественным производителям;
- предложения по развитию фармотрасли в рамках ТС и ВТО и др.
Любое решение – это компромисс между интересами бизнеса и государства. Диалог есть, но иногда вопросы остаются без ответа. Это нормально. Было бы странно, если бы каждая наша инициатива была поддержана. Работа по взаимодействию с госструктурами во многом зависит от персоналий, которые в этом участвуют, и от политической ситуации. Во время выборов производителям отказывались индексировать цены на уровень инфляции – что было достаточно показательно.
Очень важная часть наших инициатив – поддержка тех, кто еще не начал работу в фарме. Я говорю о студентах – будущих специалистах. И какими они станут – зависит не только от государства и образовательных программ, но и от нас как активных представителей интересов отрасли. Мы организовали уже две Всероссийские студенческие фармацевтические Олимпиады (в 2009 и 2011 гг.). Сейчас уже началась подготовка к III Олимпиаде, которая пройдет в 2013 г. в Казани при поддержке Государственного Совета и Правительства Республики Татарстан.
Что касается импортозамещения – оно лишь одна из составляющих нашей деятельности. За десять лет существования АРФП компании, которые ее создавали, окрепли и выделились и в плане менеджмента, и в плане амбиций, в плане перспектив. Создатели Ассоциации были достаточно молоды – и по-новому видели отрасль. Помимо импортозамещения, они начали брендирование дженериков, выработку преференций для локальных производителей, переход отрасли на стандарты GMP, капитализацию компаний, и большинство из новых проектов оказались удачными.
По состоянию на 1.04.2012 г. в состав АРФП входят 18 компаний, часть из них – холдинговые структуры. Среднесписочная численность персонала (лиц, работающих на основании трудовых и гражданско-правовых договоров) с учетом филиалов, представительств, зависимых обществ – 30 000 человек.
Чем больше компаний, тем больше мелких противоречий, потому что участники достаточно разные. Но вопросы эти решаются в рабочем порядке. Основные критерии входа в АРФП – соответствие стандартам GMP, принципам менеджмента, разделение целей и задач Ассоциации. Имеют значение и финансовые возможности компании – потому что есть вступительные и текущие взносы.
Общий благотворный образ АРФП и фармы в целом складывается из совместной деятельности рабочей группы и сотрудников, занимающихся пиаром как в самой Ассоциации, так и в PR-службах компаний. Соответственно, если происходит какой-то сбой в одной из компаний, то это отражается на всех членах АРФП. Мы стараемся, чтобы этого не было.