21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

"Не числом, а умением": у российского фармпрома нет выбора

Ярко выраженное положительное качество нашего производителя — способность быстро приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре рынка. Чтобы поменять объемы продаж и другие важные показатели, отечественным компаниям нужно значительно меньше времени, чем иностранным. На изменение планов производства российским фармпредприятиям требуется три месяца, зарубежным — шесть, т.е. вдвое больше.

Младенцев Андрей Леонидович
Генеральный директор ФП "Оболенское"

— Переход на стандарты GMP сейчас считается одной из главных трудностей для отечественного фармпрома. Но сам факт внедрения международных правил проблем не вызывает. Сложно переходить к новым требованиям, если ты на своем предприятии внедряешь GMP, а твои конкуренты этого не делают. Конечно, на долгосрочном горизонте стандарты надлежащей производственной практики помогают уменьшить число финансовых и репутационных потерь. Но первое время, в краткосрочном плане, компания несет большие затраты и становится менее конкурентной по сравнению с другими производителями, которые GMP не внедряют. Поэтому очень важна роль государства: если государственная политика одинакова, если она уравнивает всех производителей, если все переходят на новые правила одновременно, то это действительно хорошо.

Еще одна ключевая проблема — персонал. Как водится, кадры решают все, а готовые кадры всегда были дефицитом. Мы привлекаем специалистов не только из фармацевтической промышленности, но и из смежных отраслей. Например, из пищевой и даже из атомной промышленности. Учим их, знакомим с нашей деятельностью. Самое главное, чтобы люди были обучаемые и проактивные. Обучаемость — это свойство мозга, а проактивность — свойство характера, желание действовать, получать знания (человек может быть наделен огромными способностями, но при этом совершенно не хотеть учиться).

Зарубежный производитель – один из самых важных наших конкурентов. Его преимущество — финансовые ресурсы: иностранные и международные компании способны вкладывать очень серьезные деньги в продвижение своих продуктов. А возможности российских производителей, как правило, ограничены.

Иностранные фармкомпании можно охарактеризовать как захватчиков, а российские – как партизан. И по вооруженности, и по тактике ведения боя. Зарубежные идут напролом, а отечественные — идут исподтишка. Наша промышленность, как завещал великий полководец Александр Суворов, старается выиграть "не числом, а умением". У нас нет другого выбора.

Какие меры поддержки отечественного производителя необходимы в наше время? Вопрос хороший: об этих мерах фармсообщество говорит уже не первый десяток лет. Сейчас на дворе кризис, но это беспокоит значительно меньше, чем административные барьеры. Чтобы поддержать российский фармпром, достаточно уменьшить число этих барьеров. Добиться того, чтобы власть не мешала, а действительно помогала. И чтобы, когда руководитель предприятия приходит в министерство, он знал — ему там помогут. Когда директор предприятия обращается в министерство, ему должны помочь. А не в очередь поставить.

Специализированные
мероприятия