Не до конца ясны вопросы о консультировании и информации
Необходимость внесения корректив в приказы Минздрава России №646н и 647н от 31.08.2016 назрела давно. Необходимо было как устранить ошибки технического характера, так и изменить отдельные нормы, исходя из текущей практики.
Титова Лилия
Исполнительный директор Союза Профессиональных фармацевтических организаций (СПФО)
В целом вносимые изменения соответствуют тем предложениям, которые готовил СПФО.
В то же время не до конца ясным остается вопрос о фармацевтическом консультировании и об информации, которую должен предоставлять сотрудник аптеки пациенту. Безусловно, провизоры и фармацевты, занимающиеся отпуском препаратов, имеют значительный багаж знаний, ведь это специалисты с высшим или средним специальным образованием. Однако в вопросах взаимозаменяемости приоритет все-таки должен быть за врачом. Отнесение нескольких торговых наименований к одному МНН является гарантией того, что препараты сделаны из одной субстанции. Однако пациенты могут по-разному реагировать на состав вспомогательных веществ, лекарственную форму и прочее, что относится к индивидуальной переносимости. Кроме того, ряд пациентов, применяющих конкретное торговое наименование много лет, чаще не настроены на его замену.
Также не до конца ясным остается вопрос о правоприменительной практике информирования пациента по ценам внутри МНН. Если провизор или фармацевт будет каждому пациенту рассказывать обо всех ценах на запрашиваемые препараты (а на практике посетитель аптеки, как правило, покупает 3–4 наименования одновременно), то это приведет к очередям в аптечных организациях. Кроме того, больной человек хочет побыстрее купить необходимый препарат, а не прослушивать лекцию, пусть даже и направленную на экономию его бюджета. Оптимальным видится вариант, когда первостольник отвечает на те вопросы, которые ему задает пациент, а для получения подробной информации можно использовать терминалы–инфоматы.