07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
07.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Тема номера

Небольшим аптекам трудно будет выжить вне объединений

Со стартом системы МДЛП с обязательной маркировкой выросли и издержки аптек. Их можно разделить на несколько видов: одни связаны с закупкой оборудования и настройкой программного обеспечения, другие — с задержкой при приемке маркированных лекарственных препаратов.

Любимов Дмитрий
Генеральный директор ООО "Муромские аптеки" (Владимирская обл.)

Отсюда невозможность отпустить лекарство покупателю-пациенту и, как следствие, падение рентабельности всей деятельности аптеки. Если же аптека до начала маркировки работала с налоговым режимом ЕНВД, то теперь, при переходе на другие системы налогообложения, возникает необходимость вести бухгалтерский учет. А это вновь расходы на ПО — плюс новые рабочие места.

Как же компенсировать увеличившиеся расходы? Для ответа на этот вопрос нужно сначала cделать правильный расчет. Затем уже принимать решение об увеличении наценки, а может быть, и о закрытии ушедшей в глубокий минус аптеки. Однако выбор дальнейших действий этим не ограничивается. Например, есть еще один путь: активно начать работать с популярными сегодня ВМТ (высоко маржинальные товары). В настоящее время это весьма действенный способ увеличить доходность организации. В таком случае лучшим помощником будут профессиональные ассоциации или объединения, которые помогают работать в этом направлении: предоставляют возможность получения названного ассортимента, обучения по нему, а также установки ПО, настроенного на работу с таким продуктом. Данные объединения могут выступать и помощниками в юридических и экономических вопросах, оказывая участникам различную поддержку вплоть до предоставления интернет–ресурсов для работы в онлайн–пространстве.

На мой взгляд, небольшим аптечным учреждениям без вступления в ту или иную ассоциацию трудно будет выжить в наше время неопределенности. Я сам несколько лет назад сделал свой выбор в пользу союза с АСНА, и могу сказать, что для меня это не только экономическая помощь, но и юридическая, и практическая.

В 2021 году в некоторых регионах действующая власть, услышав и поняв просьбы малых и средних предприятий, вынужденных перейти с ЕНВД на УСН, ввела изменения в налоговые ставки на текущий год (как и в нашем случае). Регуляторная поддержка очень важна, но пока она, к сожалению, меньше, чем это необходимо для работы аптек. В основном обсуждалось введение минимального налога 1% от оборота при режиме "доходы минус расходы". Вариант удобен тем, что упрощается процесс вычисления суммы налога и, соответственно, происходит уменьшение издержек. Минус в том, что для многих аптек это всё равно выше, чем был ЕНВД. Но у каждого региона свой бюджет и свои возможности.

Сейчас много говорят о том, что аптека несет социальную нагрузку и ответственность. Однако почему–то законодательно не изменяется статус аптечной организации (что возможно реализовать только на уровне всей страны) и не учреждают для нее налоговых послаблений (опять же федерального масштаба). Разговоры о "больших прибылях" можно проверить данными статистики. У малых предприятий в фармации доходность низкая. Поэтому мы и не видим новых аптечных учреждений небольшого формата.

Работают и тянут эту "лямку" в основном профессионалы аптечного дела, для которых это профессия всей жизни. Для кого–то — уже больше "любимая работа", чем источник доходов. Поэтому желаю не разлюбить свое занятие, а продолжать трудиться — и если кто–то не понимает, как это реализовать сейчас, то обратить внимание на действующие профессиональные ассоциации — с ними можно найти свой путь в будущее.