15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Нельзя лишать пациента квалифицированной помощи в аптеке

Как построена работа традиционной аптеки на текущий момент? Человек заболел. Он приходит к врачу.

Еськин Сергей
Директор по развитию фармкомпании "Пульс", директор ООО "Созвездие" (г. Химки, Московская обл.)

После проведенного обследования получает необходимые рекомендации по лечению. Идет в аптеку. Получает необходимые рекомендации по приему лекарственных препаратов.

Но зачастую эта схема бывает намного короче. Пациент идет сразу в аптеку и получает необходимую консультацию непосредственно в аптеке. При назначении любого лекарственного средства и врач, и провизор всегда учитывают следующие компоненты: лечебный эффект, экономический эффект и побочные эффекты.

На мой взгляд, нельзя исключать в принятии решения о начале приема того или иного препарата врача или как минимум — специалиста аптеки. Самостоятельная покупка в аптеке возможна лишь в случае, если необходимо купить очередную упаковку препарата при курсовом лечении или при выборе продуктов для улучшения качества жизни, парафармацевтической продукции. Во всем остальном покупатель (пациент) должен полагаться на рекомендации специалистов. Которые его видят воочию, а не сопровождают по телефону.

И кроме всего прочего, все мы должны помнить: лечит, прежде всего, слово. Пациент, приходящий на прием к врачу или к специалисту в аптеке, прежде всего, получает моральную поддержку в своем состоянии. Лекарство и слово — всегда мощнейшее синергическое воздействие на пути к выздоровлению. Кто из нас в тот или иной момент не нуждается в поддержке и в сопровождении?

Из чего складывается текущая доходность аптеки? Прежде всего — это предлагаемый ассортимент, уровень наценки, трафик покупателей, ну и, собственно говоря, — расходы аптеки. Если мы повлияем на трафик — то, как следствие, уменьшится реализация товара, сократится ассортимент, уменьшится доходность, ухудшится мотивация сотрудников... И уже по замкнутому кругу это все начнет повторяться с постоянным ухудшением по нарастающей.

Интернет-продажи и возможность реализации препаратов безрецептурного отпуска в торговых сетях снизят в ряде случаев количество обращений в традиционные аптеки. Лишат их последних шансов быть на плаву.

ОТС–препараты — группа, которая компенсирует минимальную доходность в ценообразовании по жизненно важным лекарственным средствам (которая, как правило, сама по себе не позволяет уровнем наценки покрывать операционные расходы). При этом понимаем прекрасно, что уменьшение продаж этой группы препаратов приведет в целом к уменьшению количества обращений в аптеки, уменьшению оборачиваемости товара, увеличению списаний по срокам годности.

На фоне всех происходящих процессов это может стать пусковым фактором для ухода с рынка не только несетевой розницы. Стоит ли далее расписывать, как по цепочке возникнут сотни новых арбитражей между аптеками и поставщиками, вследствие того, что последние стали попросту неплатежеспособными?

Если подвести итог, то продажи через Интернет как дополнительный (не основной) фактор сервиса аптеки — наверное, да. Но после длительного этапа отработки всех процессов от момента заказа до момента приема препарата.
Что касается продажи безрецептурных препаратов через ритейл — целесообразность под вопросом вообще.

Нельзя сказать, что в нашей стране лекарства недоступны. Наоборот, мы констатируем факт перенасыщения аптечными предприятиями в большинстве регионов. Сделает ли такой шаг лекарства более доступными по цене?

Вряд ли. При реализации этого проекта операционные расходы будут в процентном отношении никак не меньше, чем в традиционной аптеке.

Ну, и основное, — считаю, что нельзя лишать наших пациентов возможности получать квалифицированную помощь в традиционных аптеках, где порой сотрудники знают многое не только о пациенте, но и о членах его семьи.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг