Непредсказуемость перечеркнет будущее многих аптек
Миронов Александр
Генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" (г. Рязань)
Ведь даже упрощенная система "доходы минус расходы" достаточно сложна с точки зрения администрирования, необходимости качественной автоматизации и связи учетных программ с бухгалтерией.
У меня есть опасения, что многие не до конца понимают, в какие траты выльется этот переход, и какие риски, связанные с непониманием тонкостей процессов, они получают.
В целом скажется это так: многие небольшие сети или одиночные аптеки — доживают последние год-два...
А если учесть, что стоимость аптечного бизнеса и так была невелика, то сейчас она стремится к постулату «возьмите за долги». Нас ждет сильнейшая консолидация отрасли в сегменте ТОР–200. И, к сожалению, расплатится за это покупатель-пациент. Как с точки зрения снижения конкуренции, так и с точки зрения перекладывания на его плечи возросшей фискальной нагрузки.
Насколько сильно поднимутся цены на лекарства? Сложно судить в целом по аптечной рознице. Мы у себя закладываем рост средней наценки на уровне 1,5–2% и то лишь потому, что у нас есть ресурс. А дальше будем смотреть за доходностью и принимать решение "на бегу". Тут ведь не только ЕНВД! Введение маркировки очень сильно ударит по карману через опосредованные расходы. Увеличение времени на приемку товара, что выразится в росте расходов на данный процесс. Вероятное увеличение стоков, смотря какая часть продукции будет идти с программными ошибками и должна будет «отлеживаться» в ожидании акцепта… Одних сканеров сейчас закупается почти на миллион рублей.
А еще в 2018 г. сняли льготы по взносам в фонды (ранее была льгота — минус 10%) — это несколько миллионов дополнительных налогов в год. Упали доходы населения, люди стали экономить. И, конечно, ужесточение конкуренции: в 2018 г. на 550 аптек у нас в Рязанской обл. было открыто более 70 новых аптек. И все они — федеральные мегадискаунтеры. Только титанические усилия и новые концепции ценообразования, управления ассортиментом и мотивации помогли нам сохранить товарооборот на уровне прошлого года. А за счет открытия нескольких новых аптек — даже вырасти. Уже не знаю, что придумывать, чтобы в этом и следующем году усилить свои позиции.
К счастью, нам помогает СРО АСНА. Они заблаговременно организовали несколько вебинаров — финансовый директор ассоциации объяснял некоторые вопросы перехода на иные налоговые режимы. Ассоциация помогает нам понять и что за «зверь такой — маркировка». И правильно подготовиться к работе в этой системе. Конечно, в плане доходности выручает и возможность получать маркетинговые бюджеты... Есть запас пока на выдумки законодателей!
Конечно, хотелось бы больше предсказуемости. Ведь закон об отмене ЕНВД для предприятий, реализующих маркированную продукцию, был принят всего несколько недель назад. А по самой маркировке — слишком много неясностей.
Мы за единые условия для участников, мы — за маркировку, но если можно — заранее! И с четким пониманием, как будет строиться работа.