Нормы этических кодексов никто не выполняет
Нормы этических кодексов никто не выполняет
Иванова Настасья
Директор Национальной дистрибьюторской компании (НДК), эксперт портала Pharm-MedExpert.Ru
Соблюдение этических норм при продвижении лекарств является серьезной проблемой во всем мире. В арсенале фармацевтических компаний существует множество самых различных, зачастую весьма сомнительных методов работы с врачебным сообществом. В конце 2009 г. представитель ФАС РФ сообщил, что органы управления здравоохранением не заинтересованы в закупках отечественных препаратов, потому что международные фармкомпании имеют специальные бюджеты, выделенные на завязывание отношений с врачами. Именно через врачей формируется потребность пациентов в лекарствах, что сказывается на системе организации государственных закупок медпрепаратов. Как результат – большинство аукционов по закупкам медикаментов в рамках государственных программ в течение многих лет выигрывали только зарубежные производители.
Несмотря на произошедшие и грядущие изменения в законодательстве, касающемся оборота лекарств на территории РФ, а также на серьезные планы по завоеванию рынка отечественными препаратами, ситуация пока глобально не меняется. Это происходит, в первую очередь, потому, что никаких штрафных санкций за то, что международные производители лекарств стимулируют российских врачей выписывать пациентам именно их лекарства, не существует. А нормы этических кодексов на самом деле никто не выполняет.
В России в последние годы стабильно увеличивается количество медицинских представителей, главная цель деятельности которых – рост продаж лекарственных препаратов. Соблюдение этических норм при продвижении фармацевтической продукции является серьезной проблемой для многих стран, в т.ч. и для России. Поскольку производители работают персонально и не только с врачами, но и с провизорами, человек, желающий приобрести лекарство, оказывается в ситуации, когда и в больнице, и в аптеке его, по сути, принуждают покупать определенные «простимулированные» медикаменты. Чаще всего пациент даже не представляет, какие компании в момент его обращения в аптеку сошлись в схватке за его выбор и, соответственно, его деньги. Согласитесь, в нашей жизни стандартна ситуация, при которой врач выписывает пациенту одно лекарство, а в аптеке ему продают совершенно другое, давая совет, что это лекарство более доступное или эффективное.
В 2009 г. премьер-министр Владимир Путин на совещании по развитию фармпрома заявил о том, что российские врачи не должны получать плату за продвижение лекарств и лоббирование интересов фармкомпаний. При этом глава правительства отметил, что в последнее десятилетие в России сложилась «явно ненормальная практика взаимоотношений между производителями лекарств, в том числе иностранными, и частью врачебного сообщества». Руководство страны свое отношение к этому вопросу очертило четко, однако, как на деле решать проблему – непонятно. Лоббирование трудно отличить от добросовестных рекомендаций врача, поскольку это вопрос исключительно его внутренней этики.
Как показывает практика, в нашей стране существует огромное количество врачей и провизоров, которые или уже ангажированы медицинскими компаниями, или подвергались влиянию с их стороны. И даже введение санкций за подобные действия вряд ли изменит ситуацию. Российские врачи по-прежнему зарабатывают немного, а отказаться от дополнительных доходов, полезной медицинской литературы или спонсорской поддержки в поездке на международный конгресс – достаточно сложно. Работа с врачами – это неотъемлемая часть работы фармкомпаний, и они также не откажутся от нее даже под угрозой серьезных санкций со стороны государственных органов. К примеру, по данным международной организации по защите прав потребителя Consumers International, европейские фармацевтические компании тратят вдвое больше денег на маркетинг, чем на научные исследования. Представители Consumers International прямо заявляют, что фармацевтические фирмы подкупают врачей и неправильно интерпретируют результаты клинических тестов препаратов. При этом положения основного нормативного документа – Фармацевтического кодекса ЕС, естественно, не соблюдаются.
Проблема в том, что интересы здравоохранения и фармбизнеса не совпадают. Цель врача – здоровье пациента, а цель фармпроизводителя или дистрибьютора – получение прибыли, и ключевым вопросом становится вопрос «какой ценой». К сожалению, зачастую выбор делается не в пользу пациента. По данным Consortiumnews.com, в период с 2004 по 2010 г. ведущие фармкомпании, включающие Pfizer, Eli Lilly и Bristol-Myers, выплатили свыше 7 млрд долл. в виде штрафных санкций за дачу взяток врачам. Однако, как утверждает агентство Bloomberg, штрафы – лишь малая толика того, что эти компании получают в качестве прибыли. Например, только Pfizer с 2004 г. выплатила штрафов на сумму почти 3 млрд долл., что составляет лишь 1% от общей суммы прибыли.
Марк Эймс, репортер Consortiumnews.com, считает, что фармкомпании подкупают всех подряд, чтобы добиться своих целей. «В ходе судебных процессов выяснилось: компании платят огромные взятки врачам, и даже американские медицинские журналы настолько развращены их тлетворным влиянием, что им можно верить не больше, чем скрытой рекламе. Медицинские журналы публикуют «положительные» отзывы о лекарствах в пять раз чаще, чем отрицательные; а результаты четверти всех клинических исследований и испытаний вообще никогда не публикуются», – отмечает автор. Получается, что и в Европе, и в США проблема неэтичного продвижения лекарств абсолютно идентична. Думаю, это относится и к России. Для участников рынка не секрет, что медицинский представитель приходит к врачу и рассказывает не только о препарате и его положительных лечебных свойствах, но и о бонусных схемах. В результате врач становится материально заинтересованным лицом, которому становится выгодно продвигать и выписывать определенный препарат. Фармкомпании целенаправленно формируют списки лояльных к их продукции врачей, можно предположить, что в нашей стране нет фармкомпании, которая бы не использовала в своей работе неэтичные методы продвижения своей продукции. Исправить ситуацию не так просто, введение запретов и штрафных санкций в законодательстве вряд ли станет панацеей. Но делать первые шаги необходимо, поскольку в конечном итоге использование неэтичных и незаконных приемов в фармацевтическом маркетинге сказывается не только на имидже отрасли, но и в целом на имидже российской медицины.