Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
Более того, сегодняшняя ситуация выглядит даже лучше: в 2019 г. розничный коммерческий сегмент российского фармрынка вырос на 2,2%, а по итогам I–III кв. рост составил 3,7%.
Но в одном эксперты из компании DSM Group правы: за последние годы динамика развития фармрынка действительно заметно уменьшилась. Происходит это по двум причинам. И первая из них — стагнация доходов населения. Реальные доходы населения (по официальным данным Росстата) в 2018 г. выросли на 0,1%. По итогам I–III кв. 2019 г. — на 0,2%. А второй фактор здесь — рост цен на лекарственные препараты. По итогам периода «январь — октябрь 2019 г.» инфляция на лекарства составила 6,3%.
Сравните: по экономике в целом за этот же период — всего 4,7% инфляции, т.е. лекарства дорожают быстрее остальных потребительских товаров. Это, в свою очередь, ограничивает и трансформирует спрос, как на лекарственные препараты, так и на сопутствующий аптечный ассортимент.
Для значительного числа аптечных учреждений уходящий год запомнится такими моментами:
- прежде всего, падением выручки и изменением ее структуры;
- ростом давления со стороны конкурентов, особенно со стороны представителей крупной фармрозницы; также на рынок выходят новые амбициозные игроки, в частности, «Магнит»;
- ростом затрат.
И, разумеется, грядущими изменениями в законодательстве (например, такими, как отмена ЕНВД). Вкупе с довольно непростой экономической ситуацией они могут стать весьма болезненным испытанием для отрасли.
Конечно, пессимизм испытывают не все: большинство крупных представителей фармрозницы чувствуют себя довольно уверенно. Они давно уже работают, не используя льготные налоговые режимы. Они смогли наладить эффективные отношения с производителями в отношении получения бэк-маржи. И, наконец, многие из них — крупные хорошо диверсифицированные холдинги. Ресурсов для развития у них достаточно даже в сложных экономических условиях. Сейчас такие группы реализуют очень осторожную, но в тоже время довольно агрессивную стратегию развития. Они скупают региональные активы, выходя в новые для себя регионы или улучшая представленность в конкретных субъектах.
Надо отметить и то, что в 2019 г. отечественный фармрынок развивается очень неравномерно. Аптечная розница демонстрирует относительно небольшую динамику (+3,7%). А вот государственный сегмент за счет вливания значительных государственных средств чувствует себя довольно неплохо. Суммарно сегменты, которые зависят от государственного финансирования, по итогам I–III кв. 2019 г. показывают рост на уровне +28%. Так что дистрибуторы, специализирующиеся на поставках в госсектор, чувствуют себя в целом лучше, чем те, кто работает с "обычной" коммерческой розницей.
Подчеркну, основные отраслевые проблемы уходящего года следующие:
- низкие доходы населения;
- относительно высокая инфляция;
- развитие интернет-торговли и отток посетителей из классической розницы в Интернет. Аптеки теряют в т.ч. и продажи нелекарственного ассортимента. А собственный онлайн развивать не могут. По факту он запрещен;
- грядущая всеобщая маркировка лекарств. А она, в свою очередь, провоцирует рост цен и сокращение аптечного ассортимента;
- отмена налоговых льгот (то есть ЕНВД и патентной системы налогообложения);
- новые правила формирования цен на препараты ЖНВЛП. Сокращение цен на ЖНВЛП — при одновременном компенсационном росте ценников на другой ассортимент. Кроме того, сокращаются не только цены — отдельные производители отказываются от выпуска тех или иных лекарств;
- обсуждение вероятных ограничений для возможностей аптечных сетей взимать бэк–маржу.
Не думаю, что аптеке в этой ситуации нужны именно меры поддержки. 90% аптечных организаций они не требуются, но о поддержке можно говорить в отношении аптек, работающих в малонаселенных и удаленных районах, в отношении производственных аптек и некоторых других форматов.
Таким аптечным учреждениям были бы полезны те же льготные налоговые режимы или помещения по сниженной ставке аренды. И так далее... Все остальные могут спокойно жить и развиваться, пользуясь обычными доступными рыночными инструментами. Но при одном условии: если им не будут преподносить сюрпризы в виде новых регуляторных инициатив. Скажем, ограничение бэк–маржи, если оно произойдет в тех форматах, которые анонсировались, приведет к подлинной катастрофе. И с точки зрения возможного закрытия аптек, и с позиции роста цен для покупателей–пациентов.
В то же время в стратегическом подходе к развитию фармотрасли есть много полезных составляющих. Конечно, итоги "Фармы–2020" пока подводить рано. Еще весь 2020–й год впереди. Да, уже сейчас очевидно, что ряд показателей, заложенных в программу, реализовать не удастся. Доля отечественных лекарственных препаратов на рынке на уровне 50% вряд ли будет реализована, это даже чисто технически почти невозможно. Экспорт не достигнет заявленных объемов, ряд препаратов так и не вышел на рынок (из числа тех, которые были предусмотрены в рамках программы) и т.д.
Но тем не менее в ходе реализации программы были и объективные успехи. Их тоже важно отметить. За годы реализации "Фармы–2020" открыто более десятка новых фармпредприятий. Ассортимент отечественных лекарств пополнился сотнями препаратов последних поколений. Отдельные отечественные фармпроизводители активно разрабатывают не просто импортозамещающие продукты, но и оригинальные препараты. Многие начали системно развивать экспортное направление в своей работе.
Здесь еще многое предстоит сделать — для развития собственного производства фармсубстанций, полупродуктов и компонентов, катализаторов; промышленного оборудования и т.п. Также российским производителям полного цикла необходима поддержка для развития экспортной составляющей. Существующих на сегодняшний день мер недостаточно.
Чтобы помочь развитию необходимых мер поддержки для фармсектора, важно активнее привлекать к работе профессиональные ассоциации и СРО. Нужно, чтобы они могли принимать непосредственное участие в подготовке проектов регуляторных документов и помогать в ревизии существующих нормативов. Они гораздо ближе к отрасли и могут вносить важные уточнения в отраслевые правовые акты.
Беда только в том, что действительно независимых ассоциаций не так уж и много. В большинстве своем они — особенно различные пациентские сообщества — тесно аффилированы с фармбизнесом. И отстаивают не столько отраслевые интересы, сколько весьма узкие интересы конкретных фармкомпаний (или их групп).
Что же касается здравоохранения, для которого, в первую очередь, и работает фармсектор... Не секрет, что в обществе растет недовольство процессом оптимизации здравоохранения. Понимание того, что процесс идет не совсем в нужную сторону, похоже, приходит и к чиновникам. По большому счету, нужно остановить оптимизацию в том виде, в котором она реализуется сейчас!
После этого провести тотальный аудит состояния системы здравоохранения... И реальной степени доступности медицинской помощи.
Потом — необходимо выработать новый план развития здравоохранения. Он должен ориентироваться не просто на сокращение (или перераспределение) финансирования, а, повторю, на доступность лечения для пациента.
Приоритет важно отдать ранней профилактике неинфекционных болезней, повышению рождаемости, поддержке пациентов с хроническими заболеваниями.
Необходимо пересмотреть систему нормативов по оказанию помощи. Сейчас они зачастую нереалистичны. И вводятся просто в угоду соблюдению заложенных в программе финансовых показателей, при этом соблюдаются формально и т.д.
Каков мой прогноз на ближайшую перспективу?
В 2020 г. фармрынок продолжит неравномерное развитие. Динамика аптечной розницы если и улучшится, то не кардинально. Особых предпосылок к росту доходов населения нет — значит, спрос будет сильно ограничен. Госсегмент же на фоне дальнейшего увеличения финансирования сферы госзакупок в рамках нацпроекта "Здравоохранение" будет чувствовать себя более уверенно.
На фармрынке в целом по итогам наступающего года мы прогнозируем динамику на уровне 7–9% в рублях. Но это при условии сохранения текущей экономической ситуации и при отсутствии резких регуляторных потрясений.