Нужно софинансирование фармакотерапии для каждого пациента
Еськин Сергей
Директор по развитию "ФК ПУЛЬС", директор маркетингового союза "Созвездие"
Ведь точный расчет потребности — залог правильной стратегии для каждого производителя. А также гарантия максимального удовлетворения аптечных заявок в адрес дистрибуторов и бездефектурного обеспечения дистрибуторских заказов фармпроизводствами. Как следствие — покупатель–пациент, вовремя получивший свое лекарство.
Но поскольку одно МНН выпускается разными фармпроизводителями (каждый из которых обладает нужными знаниями, своими источниками информации о емкости фармрынка и о своей желаемой доле) и при этом нет распределенного планирования, возникают проблемы с переизбытком и дефектурой по части брендовых наименований (при отсутствии проблем с обеспечением по МНН в целом).
Если же смотреть конкретно на национальный фармпром, то здесь в целом недостаточно (за исключением лидеров) выстроено позиционирование компаний в глазах врачебного сообщества и пациентов. Это влияет на качество восприятия отечественных лекарств, на их спрос и удовлетворение потребности при лечении тех или иных нозологий. Поэтому представляется необходимым рекомендовать значимо увеличить информирование населения о качестве производства и производимых продуктах. Если сделать этот шаг, мы получим лучшую оборачиваемость таких лекарств и большую их узнаваемость. Бренды стоит создавать не только на волне спроса — их нужно "взращивать" постоянно.
На сегодня в нашей стране действует уже достаточное количество отечественных фармпредприятий, оснащенных самым современным оборудованием. Казалось бы, есть повод для радости, но… К сожалению, все эти предприятия (за редким исключением) производят одни и те же продукты в МНН, емкость рынка для которых, безусловно, не будет расти вечно. А грядущее перенасыщение может привести к падению рентабельности в производстве и, как следствие:
- к необходимости повышения цены при сокращении продаж;
- к убыточности в производстве того или иного препарата.
Какой напрашивается вывод?
Объем потребления еще можно растить за счет достаточного количества пациентов, которые не всегда и не все могут "позволить себе" приобрести для лечения и улучшения качества жизни. И здесь считаю целесообразным предложить рассмотреть вопрос о государственном софинансировании лекарственной терапии для каждого гражданина нашей страны. Если мы рассматриваем в числе целевых показателей Стратегии "Фарма-2030" снижение заболеваемости, улучшение качества жизни и рост ее продолжительности, то данный шаг позволит реально улучшить эти показатели. И, конечно, даст существенный стимул для развития отечественной фармы, в т.ч. для создания новых молекул.
Что касается продвижения знаний и достижений в аптечной среде и среде пациентов, то в качестве примера мы предлагаем свои ресурсы, как для информирования сотрудников аптечного сегмента о производствах и продукции, так и сведения для пациентов.
Также считаю существенным при дальнейшей проработке Стратегии "Фарма-2030" обратить должное внимание на ответственное самолечение и комплаентность к лечению — ведь эти компоненты стратегически важны для государства и общества, для каждого конкретного гражданина. Нужно создать все условия для развития данных направлений при непосредственном участии медицинского и фармацевтического сообщества.
Чтобы ценность ответственного самолечения и соблюдения требований комплаентности к лечению была понятна и очевидна, могу сказать следующее. Переход любого острого заболевания в хроническое (вследствие недостаточного внимания, неточного выполнения рекомендаций врача или в результате безответственного самолечения) и для конкретного пациента, и для работодателя, и для общества и государства в целом обходится невероятно дорого. Ценой всему этому — качество жизни, ее продолжительность, работоспособность, эмоциональная «заряженность» и активное участие в жизни общества. На мой взгляд, все составляющие фармстратегии должны быть направлены именно на достижение данной цели.
Ответственное самолечение должно стать «точкой отсчета» в системе координат в здравоохранении и целеполагании государства. Необходимо создавать в обществе мотивацию к крепкому здоровью и большей продолжительности жизни. Причем не благодаря повышению пенсионного возраста, а через реальные преференции для тех, кто хорошо себя чувствует и достаточно редко болеет. Отмечать не только семьи с большим количеством детей, но и семьи с определенными показателями здоровья.
Может быть, такое мнение кому–то покажется странным, но я предлагаю все вышесказанное примерить к себе. Как вы сами относитесь к своему здоровью? Как, "наплевав" на него однажды, вы ищете ту самую волшебную пилюлю, половина которой вылечит голову, а вторая половина — все остальное? Ведь можно производить в стране все необходимое и при этом иметь высочайший процент нетрудоспособности по причине низкой ответственности в лечении и самолечении. Нельзя игнорировать имеющиеся ценности современного здравоохранения и полагаться только на взгляд обывателя.
Как уже отметил вначале, одной из основных задач стратегии должна стать также задача о бесперебойном удовлетворении пациентских запросов в аптеках, аптечных — в компаниях–дистрибуторах, дистрибуторских — у фармпроизводителей. И здесь важным компонентом является ценообразование, а точнее, контроль этого процесса. Что особенно актуально для препаратов, включенных в список ЖНВЛП с зарегистрированной ценой. На мой взгляд, тут есть над чем поработать.
С одной стороны, цель ясна: не допустить неконтролируемого роста цен и негативной реакции со стороны населения — и, как следствие, аптеки и дистрибуторов. С другой стороны, на кону стоит возможная дефектура в периоды различной продолжительности. И не факт, что итоговым решением всегда будет сохранение цены. Может быть, имеет смысл принимать оперативные уточнения (скорее всего, компромиссные), а в процессе уже искать решение, которое позволит сохранить уровень цен или окончательно согласовать промежуточный вердикт?
Здесь снова "напрашивается" тема софинансирования в лекарственном обеспечении. Ведь один из факторов сохранения цены — это объем реализации. Его стабилизация или повышение — один из аргументов в пользу поддержания имеющихся значений. Но, помимо этого, можно рассмотреть и все остальные условия, влияющие на ценовую стабильность, и поискать наилучшие предложения для повышения эффективности.