Нынешний период — как бег с препятствиями
Ходанович Татьяна
Собственник образовательного центра Pharmedu
Сначала аптекам пришлось выдержать повышенный спрос на противовирусные и жаропонижающие в таком объеме, который нельзя было заранее спрогнозировать и успеть доставить. Но мы увидели, как быстро аптечные организации сориентировались и, хотя это едва ли было возможно, обеспечили наличие препаратов для пациента.
Внедрение маркировки тоже пришлось именно на этот период. Программа МДЛП была не до конца готова. Поэтому создались сложности с приемкой и отпуском маркированной продукции.
А еще были дефицит масок и ограничение наценки на них — такое, что реализовать это наименование стало невозможно. А сами маски оказались товаром, который отпускают все, кроме аптек. Ведь остальных организаций ограничение наценки не коснулось.
Плюс еще дефектура препаратов, которые вошли в схему лечения COVID–19. Не нужно забывать, что фармацевты тоже стояли на передовой и принимали удар на себя. Далее учредили прокурорские проверки, требование которых — наличие препаратов первой необходимости по перечню. Тем не менее все подстроились и, можно сказать, выстояли.
Ко второй волне пандемии устранили ряд ошибок в системе маркировки. Правда, в фармацевтическом опте появились две цены — на маркированный и немаркированный препарат. Немаркированный дороже, чтобы стимулировать аптеки переходить к МДЛП. Но, извините, для маленьких аптек это прямая угроза не выжить! Ведь они не внедряют маркировку не потому, что не хотят. У них нет на это ресурсов (в первую очередь, финансовых), и подключения к системе они не выдержат. Крупные же федеральные сети, что понятно, смогли пройти путь к внедрению маркировки и настройке процессов.
Для аптечной розницы 2020 г. был как бег с препятствиями. И 2021–й, судя по его началу, навряд ли будет проще. Почему аптек стало меньше? Причины довольно просты. Если рассматривать крупных игроков, то они просто–напросто пытались повысить эффективность и закрыли аптеки, которые приносили отрицательные результаты.
Что касается средних и малых аптечных сетей, а также индивидуальных аптек, им пришлось труднее всего. С введением маркировки и отменой ЕНВД они вынуждены были поменять все рабочие процессы, что, собственно, и привело к результату, который мы видим.
Кто выжил, тот молодец.