Ограничение доходности сводится к опту и рознице
Сейчас одна из важнейших проблем будет связана с повышением цен на фармацевтические субстанции и расходные материалы в условиях девальвации рубля и пандемии коронавируса.
Беспалов Николай
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
При этом себестоимость производства будет неизбежно повышаться, а вот возможностей компенсировать ее у производителей не так много.
В рамках перечня ЖНВЛП оперативно поднять цены проблематично, это само по себе чревато риском возникновения дефицита. Но об этом пока рано говорить: надо дождаться стабилизации на валютном рынке.
А все, что в перечень не входит, дорожать будет точно. Причем за счет этой категории производители в т.ч. будут стремиться компенсировать выпадающие доходы по группе ЖНВЛП, т.е. рост цен будет носить неравномерный характер.
Как повысить рентабельность фармацевтических производств, в т.ч. производства субстанций?
Очень сложный вопрос. Глобально изменить рентабельность можно только за счет формирования полного цикла производства на территории России и развития экспорта. Разумеется, не в отношении всего ассортимента лекарств, имеющихся в обращении, а по препаратам, которые критически важны для российской системы здравоохранения.
Но, как уже сказал, это глобальная задача, которая "на раз" не решается. Регуляторы могут предпринимать и различные тактические решения, спектр которых в рамках одного вопроса даже просто перечислить проблематично.
Например, можно изменять размер пошлин и НДС в отношении оборудования и полупродуктов. Стимулировать производство активных фармацевтических ингредиентов (АФИ) на территории России — за счет льготного кредитования, упрощения процедур подключения к коммуникациям или отмены ограничительных административных барьеров. Также можно вводить более жесткие ограничения на доступ иностранной продукции в госторги, в т.ч. в зависимости от глубины производственного цикла и т.д.
Параллельно необходимы действенные меры по поддержке российских экспортеров, и не просто консультационного порядка. А меры в отношении поиска партнеров, оплаты процедур регистрации и т.д. Формат активности тоже может быть различным: от льготного кредитования до прямого субсидирования.
Как избежать вымывания препаратов нижних ценовых сегментов?
В текущей регуляторной парадигме — никак. Вся логика регулирования цен сейчас сводится к тому, что дешевые препараты никому в товаропроводящей цепочке не интересны. Пока этот подход не изменится, процесс вымывания недорогих лекарств будет продолжаться и дальше.
Тут, кстати, идеальное решение найти сложно: большинство мер, которые предлагаются (например, фиксированная наценка или отмена ценового регулирования на препараты стоимостью до определенной суммы), тоже не лишены недостатков. Особенно в условиях девальвации и роста издержек производства. Пока ситуация с вымыванием дешевых препаратов не достигла критических значений, думаю, ничего не изменится.
Еще одна проблема лекарственного обеспечения, связанная частично с ценообразованием, — это срывы аукционов. Но начались они не в результате политики контроля над ценообразованием как таковой, а в результате ряда непродуманных действий.
В частности, был утвержден механизм определения начальной максимальной цены контракта, который не учитывал ряд нюансов, связанных с поставками. Кроме того, сами цены были во многих случаях определены некорректно. После срыва четверти аукционов механизм стали срочно корректировать, что в теории должно было ситуацию нормализовать. Сейчас, в условиях девальвации рубля, аукционы тоже могут начать срываться — просто потому, что рост цен на сырье сделает невозможным производство и реализацию отдельных препаратов.
Перейдем к оптовому и розничному звену. Ценовых войн как таковых на аптечном рынке сейчас нет — хотя, безусловно, есть игроки, работающие в формате дискаунтеров. Но опять же большинство аптечных сетей предпочитают быть представленными в разных сегментах (в т.ч. в дисконте). А что касается "живучести" этого способа конкурентной борьбы, тут все просто: цена — важнейший фактор выбора для покупателя.
Причем если еще недавно мы могли говорить о том, что значимость цены снижается, то последние 2–3 года она только растет. Очевидно, в условиях девальвации рубля и продолжающейся стагнации доходов населения значимость ценовой конкуренции будет расти и дальше.
Кстати, не вижу ничего плохого в ценовой конкуренции, покупатель–пациент от этого только выигрывает. Разумеется, это не относится к ситуациям демпинга, но российская фармацевтическая розница сейчас не в том состоянии, чтобы демпинговать. Ресурсов для этого у большинства игроков попросту нет.
А представители крупного бизнеса в этом не заинтересованы. Задача "выдавить" тех или иных локальных игроков у большинства крупных аптечных сетей даже не стоит. Локальные сети скоро сами начнут выстраиваться в очередь, чтобы их купили.
Онлайн-площадки будут развиваться и дальше. Самое разумное, что можно сделать в данных условиях, — это дать возможность обычным аптекам тоже развиваться, самостоятельно задействуя инструменты "онлайна". Сейчас (если речь не идет о более–менее крупных сетях) доступен только один путь — подключаться к тем или иным партнерствам, которые в т.ч. помогают осуществлять онлайн–заказ и бронирование.
Но при этом аптека, во–первых, теряет часть своей самостоятельности, а во–вторых, теряет часть своей маржи. По факту мы видим, что небольшие сети и единичные аптеки уже проиграли битву за онлайн. И только в силу наличия законодательных ограничений. Причем для большинства небольших игроков наверстать упущенное уже невозможно. Придется искать другие варианты развития.
Единственной стороной, которая в большинстве случаев проблем с рентабельностью не испытывает, является сегодня... производитель. По крайней мере, если говорить о крупнейших представителях рынка. Собственно, за счет того, что производители делятся своей маржой, и существует институт дистрибуторов и армия аптечных сетей.
Причем вся логика регуляторных изменений последних лет сводилась и сводится именно к ограничениям доходности оптовых и розничных компаний. Сферы производства серьезно стали касаться только недавно, в т.ч. когда зашла речь о новых правилах регистрации цен производителей (с учетом цен в референтных странах и понижающих коэффициентов).