Кризис все-таки нас коснулся, несмотря на обещания правительства о нашей недосягаемости в силу, видимо, недостаточного развития.
Прогнозы неутешительные – рост цен на лекарственные средства к середине этого года может составить 25%. Кроме того, уже начинает «вымываться» аптечный ассортимент. Пока это коснулось нелекарственного, но такого выгодного для аптек ассортимента. Аптеки экономят и сокращают закупки парафармации, прогнозируют спад потребительского спроса и на дорогие (оригинальные) препараты. Все чаще пациенты на приеме у врача спрашивают о более дешевых аналогах назначенного им лекарства.
Все участники фармрынка разрабатывают свой пакет антикризисных мер.
Государство так и не научилось принимать своевременные и продуманные меры. Правда, сейчас оно стало совещаться с представителями отрасли.
22 января с.г. на закрытом совещании в Росздравнадзоре обсуждался пакет антикризисных мер для фармацевтического рынка. Задача – сдержать рост на лекарственные средства и при этом ослабить удары кризиса на участников рынка лекарств.
Выполнение госпрограмм по обеспечению льготников стабильно, но с ценами, признали в Росздравнадзоре, ситуация тревожная. По итогам года по данным Росстата лекарства стали дороже на 14,6 %. Причем, дело здесь не только в нестабильности валют. С января сразу на четверть подорожала электроэнергия. Для дистрибьюторов стали неподъемными проценты по банковским кредитам, несмотря на финансовую поддержку банков со стороны государства в условиях кризиса. Аптеки изнемогают под гнетом платежей за аренду помещений и оплату коммунальных услуг. В дальнейшем ситуация только ухудшится, так как повышения товарооборота у аптек не предвидится из-за снижения покупательской активности.
Как одну из мер по снижению цен на ЛС представителям фармрынка предложили заключение временного тарифного соглашения, в котором участники товаропроводящей цепочки зафиксируют максимальные отпускные цены и торговые надбавки. Периодически условия соглашения можно пересматривать.
Безусловно, «сдерживание» цен невыгодно участникам фармрынка. Но взамен такой «стабильности по договоренности» государство может пойти навстречу бизнесу. Например, снизив таможенные пошлины, предоставив отсрочки по налоговым платежам, предоставив льготы по оплате арендной платы и коммунальных услуг для аптек.
Эти меры в целом поддержали Минздравсоцразвития, Минпромторг, ФАС и ФСТ. По мнению экспертов фармрынка, финансовые ведомства не поддержат инициативу «с мест», бюджет не позволит.
Поэтому в реализацию намеченных в Росздравнадзоре планов участники фармрынка не особенно верят и разрабатывают свои пакеты антикризисных мер.
Руководитель СПФО Ширшов Г.П. считает, что «необходимо не тарифное соглашение, а четкий мониторинг ситуации на рынке и контроль платежей».
Президент ААУ «СоюзФарма» Егоров А.В. поддерживает предложение о заключении тарифных соглашений – «либо по конкретной цене, либо установление коридора». Но считает, что «при этом аптеки должны гарантировать производителям соответствующие объем и цену».
Генеральный директор АРФП Дмитриев В.А. убежден, «если не будет восстановлено национальное производство субстанций, то все меры будут иметь характер только «тушения пожаров», но не решения проблемы по существу» и ратует за преференции для отечественных производителей ЛС в системе госзакупок. По его мнению, «такая мера может позволить стабилизировать положение и с ценами на лекарственные препараты – российские фармпроизводители готовы заключить соглашение о сохранении цен на государственные поставки лекарственных препаратов».
Исполнительный директор AIPM Шипков В.Г. – за принятие «экстраординарных мер» вплоть до обнуления НДС на препараты из ОНЛС (ДЛО) и ЖВНЛС и «упразднения каких-либо ценовых преференций при аукционах и конкурсах в рамках государственных закупок».
Аптеки в это время уменьшают ассортимент БАД, косметики, парафармацевтики, основную долю своих оборотных средств тратят на закупку ЛС, ищут поставщиков с лояльными условиями поставок и замечают, что некоторые препараты исчезают с фармрынка.
Антикризисные меры пока обсуждаются, но, как заметил один из участников совещания в Росздравнадзоре, «не надо просить у государства слишком много – иначе не получим ничего».
Кризис сказался на работе всех аптек
Егоров Андрей Вилионарович
Президент Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма»
Финансовый кризис, разразившийся на Западе, начинает все активнее проникать в различные сегменты российского фармацевтического рынка. Наиболее сильно негативные последствия кризиса сказываются на поставщиках лекарственных средств, производителях и аптечных сетях.
Единичные аптеки, интересы которых представляет наша Ассоциация, на данном этапе пострадали в меньшей степени. И этому есть объективные причины: как правило, такие аптеки не прибегают к сверхкрупным заемным средствам, они быстрее могут произвести реструктуризацию бизнеса, а также достаточно оперативно реагировать на изменение потребностей клиентов.
Конечно, это не означает, что у наших аптек нет проблем. Стараемся разрешать их по мере поступления. С чего же мы начинаем? Прежде всего, с себя. Аптеки должны, в первую очередь, сами проанализировать свою работу, определить узкие места и конкурентные преимущества. Практические рекомендации для аптек: провести внутренний аудит бизнес-процессов, ревизию затратных статей бюджета, инвентаризацию товарного запаса. Особой тщательности требует работа с ассортиментом, основанная на анализе продаж, изучения потребностей покупателей, структуры спроса. Это, казалось бы, прописные истины. Но они крайне важны, так как в период кризиса основная борьба разворачивается за покупателя.
Ассоциация видит свою задачу также в том, чтобы оптимизировать работу по взаимодействию аптек с производителями и поставщиками. В настоящее время достигнута договоренность с рядом компаний – производителей об установлении фиксированных цен для аптек «СоюзФармы» под гарантированный закуп. Создаются программы, включающие маркетинговые акции с производителями, обучающие программы для руководителей аптек и «первостольников».
Важной составной частью антикризисных мер Ассоциации является комплекс предложений по совершенствованию нормативной базы, регулирующей деятельность аптек. Так как мы работаем в социально значимой сфере, считаем, что государственное регулирование фармацевтической деятельности на данном этапе оправданно. Но рынок развивается так стремительно, что документальная база требует постоянной корректировки. Многие нормативные акты уже устарели, и хотелось бы, чтобы руководители органов здравоохранения принимали во внимание инициативы профессиональных ассоциаций по их совершенствованию. В данный момент мы подготовили предложения по сокращению Минимального ассортимента лекарственных средств, Списка ЖВНЛС.
Одним из наиболее сложных вопросов, требующих решения, остается ценообразование на лекарственные средства. Решающую роль здесь должно сказать государство, опять же, в силу особенности отрасли. Мы поддерживаем предложения о заключении тарифных соглашений, либо по конкретной цене, либо установлении коридора. При этом аптеки должны гарантировать производителям соответствующие объем и цену.
Что касается уменьшения таможенных пошлин, то вряд ли государство пойдет на такой шаг, но вполне возможны переговоры об отсрочке налоговых платежей.
Резюмируя сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что для более оптимистичного развития событий на фармацевтическом рынке, причем не только для участников бизнеса, но, прежде всего, для потребителей, нужна добрая воля и сотрудничество государственных структур, производителей, оптовиков, розницы и профессиональных организаций.
Если говорить о прогнозе, это дело профессиональных маркетинговых компаний. Многое будет зависеть от курса доллара и евро. Не дожидаясь данных аналитиков, чтобы понять процессы, происходящие в рознице, Ассоциация провела опрос своих участников во всех регионах. Предварительный анализ показывает, что кризис сказался на работе всех аптечных учреждений и, в большей степени, отразился на конечной цене товара для покупателей московского региона. Что касается ассортимента, то этому показателю присущи наиболее значительные различия по регионам. Если аптеки московского региона в подавляющем большинстве констатируют его изменения, то в регионах существенной корректировки ассортимента пока не наблюдается. Доля лекарственных средств остается на прежнем уровне, либо увеличивается за счет уменьшения БАДов (хотя в регионах доля БАД пока не меняется) и косметики. А доля медицинской техники остается прежней.
Нас интересовала также группа вопросов, связанных с потребителями. По московскому региону количество покупателей распределилось примерно поровну по показателям: «уменьшилось» и «не изменилось». В регионах же нет выраженной тенденции оттока покупателей. Одной из причин вполне вероятно является то, что региональные аптеки активно используют дисконтные карты (оставили их и на 2009 год), оказывают востребованные покупателями услуги по бронированию препаратов. Намерены развивать дополнительные услуги, в частности, консультации врачей.
Московские аптеки обращают свое внимание на внедрение более прогрессивных технологий: развитие собственных сайтов и интернет-магазинов. Следует отметить, что в данном случае речь идет не о создании нового отраслевого бизнеса, а о форме дистанционных продаж продукции, находящейся в аптеке.
Мы продолжаем собирать и обобщать данные и надеемся, что полученные сведения помогут сформировать более адекватные антикризисные программы помощи аптекам Ассоциации.
Надо стимулировать и локальное производство
Шипков Владимир Григорьевич
Исполнительный директор AIPM
Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM) приветствует рассмотрение антикризисных мер в сфере лекарственного обеспечения с участием всех заинтересованных сторон, подтверждает принципиальную приверженность компаний-членов своим обязательствам в рамках лекарственного обеспечения населения Российской Федерации современными качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами и вносит предложение безотлагательно создать действенный механизм мониторинга текущей ситуации в целях выработки скоординированных мер реагирования со стороны всех участников рынка.
На наш взгляд, ситуация требует выработки и принятия экстраординарных мер реагирования сугубо временного характера на предсказуемой и транспарентной основе, сопровождаемых повышением уровня взаимной ответственности и контроля со стороны государства.
AIPM готова участвовать в выработке конкретных мер реагирования в сфере лекарственного обеспечения совместно со всеми другими субъектами рынка и полагает, что подобные меры могли бы включать, в частности:
– индексацию максимальных цен на препараты ЖВНЛС в зависимости от курса бивалютной корзины, предпочтительно на ежемесячной основе;
– принятие участниками рынка на себя определенных валютных рисков для препаратов ЖВНЛС;
– временное дифференцированное снижение таможенных пошлин для препаратов, включенных в перечни дорогостоящих нозологий, ОНЛС (ДЛО) и ЖВНЛС;
– снижение (обнуление) НДС для этой категории препаратов;
– упразднение каких-либо ценовых преференций при аукционах и конкурсах в рамках государственных закупок;
– облегчение условий кредитования и налогообложения для дистрибьюторов и др. субъектов фармацевтической деятельности с одновременным снижением их торговых надбавок;
– введение механизмов фиксированных соплатежей, кроме граждан, включенных в категории получателей ЛС по программам ДЛО, 7 высокозатратных нозологий, сахарного диабета 1 типа, и онкобольных;
– запуск программ льготных платежей для пациентов с социально значимыми заболеваниями (своего рода диверсифицированные механизмы всевозможных скидок) и др.
Вместе с тем некоторые шаги со стороны государства, принятые без предварительного обсуждения с фармпроизводителями (например, изменение списка ДЛО, снижение цен на отдельные препараты по программе 7 нозологий, введение ценовых преференций в рамках государственных закупок), вызывают серьезную обеспокоенность компаний – членов Ассоциации, не повышают уровень взаимного доверия, и, как представляется, вряд ли будут способствовать оздоровлению ситуации в сфере лекарственного обеспечения российских граждан в условиях кризиса.
Одновременно Ассоциация уверена в том, что, несмотря на кризис, компании-члены нашей ассоциации как и прежде проявят себя в качестве весьма надежных партнеров государства, обеспечивающих бесперебойные поставки современных и эффективных лекарственных препаратов для населения Российской Федерации.
Как бы то ни было, российский фармрынок, несомненно, преодолеет нынешний кризис и выйдет из него более структурированным, здоровым и цивилизованным.
Представляется, что в этих условиях в первую очередь государство призвано подумать о действительном стимулировании современного локального производства лекарственных средств, соответствующего самым высоким стандартам, в том числе с участием, прежде всего, международных фармкомпаний – членов Ассоциации.
Мы готовы к серьезному диалогу. Насколько готово государство, надеюсь, скоро увидим вместе с читателями «Московских аптек».
Нужно не тарифное соглашение, а мониторинг и контроль платежей
Ширшов Геннадий Павлович
Исполнительный директор СПФО
Прежде всего, хотелось бы коснуться основной причины глобального кризиса в части, касающейся фармацевтического рынка.
Основные события стали развиваться в начале октября, когда резко пересохли потоки банковского кредитования. За этим последовали меры Центрального банка, направленные на плавное понижение курса рубля.
Безусловно, меры, предложенные на совещании в Росздравнадзоре, имеют право на жизнь. Но все, что касается снижения налогового бремени, то есть поступления средств в государственный бюджет, вызовет сопротивление финансовых органов. Кроме того, принятие решений такого характера потребует длительного времени, а за этот период многие фармацевтические компании могут понести еще больший ущерб.
На наш взгляд, в условиях нынешних колебаний валютного курса, заключение временного тарифного соглашения маловероятно по одной причине – все участники фармацевтического рынка являются частными компаниями, для которых обеспечение доходности своих операций – вопрос выживания.
Для обеспечения стабильности, прежде всего, необходимы меры, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств. Для этого необходимо не тарифное соглашение, а четкий мониторинг ситуации на рынке и контроль платежей.
В случае государственных закупок лекарственных средств государство могло бы пойти на отмену залоговых платежей и переход на банковские гарантии, а также на осуществление авансовых платежей тем участникам государственных закупок, которые бы могли предоставить соответствующие банковские гарантии.
Тушение пожара вместо решения проблемы
Дмитриев Виктор Александрович
Генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей
Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП) была одним из участников совещания в Росздравнадзоре 22 января по вопросу антикризисных мер на фармрынке.
Для всех игроков рынка очевидно, что рост цен на лекарственные препараты имеет объективные предпосылки. Рост курса доллара неминуемо приводит к увеличению закупочной стоимости импортируемых лекарственных средств, и участники товаропроводящей цепочки вынуждены закладывать в конечную стоимость для потребителя и понесенные фактически, и потенциальные валютные риски. Учитывая, что российский фармацевтический рынок на 75% представлен препаратами зарубежных производителей, рост цен имеет достаточно масштабный характер.
Лекарства российских производителей также растут в цене, хоть и более медленными темпами. Причина в том, что 90% российских лекарств производятся из зарубежных субстанций, которые также в свою очередь подвержены колебаниям валюты.
Кризисная ситуация наглядно продемонстрировала тотальную зависимость российского рынка лекарств от зарубежного сырья и не только в вопросе цены, но и в разрезе самих поставок. Дело в том, что уже сейчас многие зарубежные поставщики субстанций под влиянием мирового кризиса или сокращают свои поставки, или полностью сворачивают свои производства. Однако российские фармпроизводители не имеют возможности гибко подходить к выбору поставщика субстанций, поскольку согласно нормативно-правовым требованиям субстанция должна пройти процедуру регистрации, которая занимает не менее одного года. В этом контексте важно напомнить, что в международной практике регистрация субстанций отсутствует. Поэтому тактическая мера для уменьшения риска возможной дефектуры лекарственных средств – решить вопрос об ускоренной процедуре регистрации субстанций. А с системной точки зрения, если не будет восстановлено национальное производство субстанций, то все меры будут иметь характер только «тушения пожаров», но не решения проблемы по существу.
Как известно, рост доллара и снижение платежеспособности населения как экономический фактор вызывает процессы импортозамещения, т.е. потребления более доступных по цене отечественных аналогов. И первые сигналы этой тенденции уже проявляют себя на коммерческом рынке.
Однако, что касается государственных закупок ЛС, то здесь процессы импортозамещения практически отсутствуют, поскольку доля импортных препаратов по программе ОНЛС (ДЛО) – более 95%. Это – парадоксальная ситуация, которая очевидным образом противоречит национальным интересам, особенно в условиях финансово-экономического кризиса, когда многие государства берут курс на протекционистскую политику – поддержку собственной промышленности, вплоть до полного запрета закупок импортной продукции. Приоритетное участие продукции локальной фармпромышленности в государственных закупках ЛС – это, с одной стороны, возможность сэкономить государственный бюджет, с другой стороны – инвестировать в отечественную промышленность, а значит, в создание рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, развитие социальной инфраструктуры и т.д. Таким образом, по нашему мнению, создание преференций для участия российских фармкомпаний в программах государственных закупок ЛС – одна из наиболее эффективных мер по повышению ликвидности российской фармпромышленности в условиях кризиса. При этом такая мера может позволить стабилизировать положение и с ценами на лекарственные препараты – российские фармпроизводители готовы заключить соглашение о сохранении цен на государственные поставки лекарственных препаратов.
Фармрынок, как всегда, выстоит
Неволина Елена Викторовна
Исполнительный директор РААС
Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) была участником совещания 22.01.2009 г. в Росздравнадзоре, и предложение о введении тарифного списка исходило от нас. Такой опыт был в Москве в период начала реализации программы льготного обеспечения отдельных групп населения, и дал свои положительные результаты.
Пакет антикризисных мер не могут предложить даже наши выдающиеся экономисты. Предложение, исходящее от Росздравнадзора, по снижению арендных ставок – очень правильное, но его можно реализовать только в тех случаях, когда договор аренды заключен с департаментом имущества, федеральным или городским. Что касается аптечных предприятий частной формы собственности, то, как правило, они арендуют помещения у частных собственников, для которых рекомендации по ставкам арендной платы от исполнительной власти не имеют значения и носят именно рекомендательный характер.
На упомянутом совещании мы также предложили обратиться к органам исполнительной власти субъектов Федерации рассчитывать коммунальные и эксплуатационные платежи для аптечных предприятий по ставкам учреждений здравоохранения, так как в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 07.10.2005 No627 аптечные организации (учреждения), отнесены к номенклатуре учреждений здравоохранения. Однако на практике тарифы по указанным платежам рассчитываются по ставкам для предприятий общественного питания и торговых организаций.
Безусловно, снижение ввозных пошлин и отмена НДС дали бы возможность дистрибьюторам снизить цены на импортные лекарства, причем, даже если эта мера будет введена, только для ЖНВЛС или тех оригинальных и дженериковых препаратов, которые не производятся в России.
Учитывая, что практически все субстанции ввозятся из-за рубежа, отмена ввозных пошлин и НДС была бы оптимальным решением, но при условии государственного контроля ценообразования у производителя.
Смягчило бы последствия влияния кризиса и расширение ассортимента, на который аптеки могли бы устанавливать свободную наценку в зависимости от спроса. Это и ортопедическая обувь, диетические продукты, компрессионный трикотаж и т.п., из-за которых сегодня зачастую возникают проблемы с Роспотребнадзором и др. проверяющими органами. Каждый проверяющий сам решает, что относится к группе предметов личной гигиены или диетического питания, и запрещают к реализации в аптеках, а аптеки на этом теряют прибыль.
Считаю, что сейчас государство готово помочь фармацевтическому бизнесу. Сегодня мы ощущаем, что ситуация на фармацевтическом рынке находится под пристальным вниманием со стороны государства, и те меры, которые государственные органы уже приняли по обращениям РААС, свидетельствуют о готовности государства помочь фармацевтическому бизнесу. Имеется в виду сохранение специального режима налогообложения ЕНВД на 2 года для аптечных организаций и включение крупнейшей аптечной сети «36,6» в список системообразующих предприятий отрасли и мониторинг со стороны Минпромторга за состоянием дел у других крупнейших сетей – «Ригла», «Доктор Столетов», «Здоровые люди».
Говорить о сроках принятия антикризисных мер неправильно. Когда нет стабильности национальной валюты, падает платежеспособный спрос населения, отрасль, которая на 90% зависит от импорта, постоянно нужно поддерживать!
Но прогноз мой оптимистичен. Фармрынок, как всегда, выстоит. У нас масса примеров из истории…
Кому-то придется уступить дорогу
Давидович Милош
Директор московского представительства АО «Хемофарм А.Д.»
Кризис на фармрынке ухудшится, если продолжится деноминация рубля. Центробанк закрепил нижнее положение рубля относительно доллара и евро до конца I квартала (в рамках так называемой управляемой девальвации рубля). Поэтому комплекс мер должен быть разработан и внедрен до конца I квартала 2009 г., чтобы резкие перемены на финансовом рынке, которые в данной ситуации кажутся неизбежными, не стали неприятной неожиданностью.
Если речь идет о пакете антикризисных мер, которые обсуждают сегодня представители власти и бизнеса (уменьшение таможенных пошлин, отсрочки по налоговым платежам, снижение арендной платы для аптек и пр.), то часть из них, несомненно, будет реализована.
Конкретно российские производители смогут оперативно отреагировать на требования рынка, если государство пересмотрит и упростит процедуру регистрации препаратов и отменит регистрацию субстанции в РФ для отечественных производителей, чтобы простимулировать производство препаратов в России. Например, регистрация препаратов к производству в России занимает срок до двух лет (для сравнения, в Европе этот срок – до четырех месяцев). Необходимость регистрации субстанций – еще один
фактор, откладывающий начало производства.
Мой прогноз для фармрынка оптимистичен. В последние годы фармрынок рос чрезвычайно быстро, гораздо быстрее других секторов экономики. Сейчас рост продолжится, но это будет не количественный, а качественный рост. Компании, которые благодаря высокому качеству продукции и слаженной работе команды завоевали своего потребителя, останутся на рынке. Всем остальным придется уступить дорогу.
Тарифное соглашение и другие меры по сдерживанию цен не представляются возможными
Тиунов Константин Александрович
Директор по маркетингу сети аптек «ГЕКСАЛ»
По моему мнению, пакет антикризисных мер должен включать в себя следующее:
дотирование от государства, льготные таможенные пошлины для поставщиков, налоговые отсрочки для аптечных сетей, льготное кредитование для аптечных сетей, расширение дополнительного ассортимента и дополнительных услуг в аптеках.
Если говорить о заключении временного тарифного соглашения по фиксированию максимальных отпускных цен и торговых надбавок, то могу сказать, что наценка на ЖВНЛС и так фиксирована. Промоция препаратов, попадающих в эту категорию, минимальна. При вводе сдерживающих мер необходимо поддерживать и аптечные сети. В данный момент ситуация показывает, что сами производители пока не повышают цены, но они растут из-за повышения наценки у дистрибьюторов. По поводу встречных мер, таких как, снижение арендной платы и др. – все это маловероятно, так как воздействовать на арендодателей практически не представляется возможным.
Принять антикризисные меры необходимо в ближайшие 2 месяца.
Прогноз для фармрынка на будущее. Рост цен на лекарства. Сокращение нелекарственного ассортимента (БАД, космецевтика, дрогери и т.д.) на 30–40%. Снижение средней стоимости покупки. Рост рынка в рублях, но фиксация на уровне 2008 г. или прирост на 10–20% в упаковках. Дефектура ЛС.
Директора аптек могут и должны управлять своим бизнесом
Годунов Дмитрий Игоревич
Заместитель генерального директора УК «Аптечная сеть 36,6»
Сегодня даже аналитики затрудняются давать прогнозы, о том, как будет развиваться рынок. Естественно, что тенденции развития будут формироваться на основе общей макроэкономической ситуации в стране. В целом, конечно, фармацевтический рынок более спокойно реагирует на изменения, чем, например, рынок недвижимости или продажи автомобилей. Так как мы продаем социально значимые товары, и спрос на них будет существовать всегда. Однако если рубль будет продолжать сдавать свои позиции, очевидно, что цены на ЛС будут продолжать расти, т.к. более 70% из них импортного производства. Уже сейчас мы видим тенденции смещения потребительского спроса в сторону более дешевых товаров. Тенденция более ярко выражена в сегменте парафармацевтики. Например, в IV кв. 2008 г. спрос на косметическую продукцию под СТМ вырос в 2,3 раза, в то время как спрос на импортные брендовые товары остался прежним. В лекарственном сегменте это пока менее очевидно. Но мы знаем, что пациенты уже на приеме у врача и далее в аптеке активно интересуются более дешевыми аналогами. Эта тенденция будет продолжаться и в ближайшие месяцы.
Наша антикризисная программа направлена на то, чтобы сохранить доступность лекарственных средств и товаров для красоты и здоровья населению всех регионов России.
Чтобы добиться этого мы будем работать в следующих направлениях:
– Изменение ассортиментной политики, клиентоориентированность и эффективность. Для нашей компании интересы наших покупателей всегда стоят во главе угла. Сейчас, когда по объективным причинам цены на лекарственные средства растут, мы должны как никогда внимательно следить за изменениями потребительского спроса и вовремя на него реагировать. Если сегодня потребитель ищет аналог дорогого бренда по более низкой цене, мы должны ему его предоставить, при этом гарантировать надежность и справедливую цену. Мы будем поддерживать высокий уровень сервиса наших аптек, к которому уже привыкли наши покупатели. Мы уверены, в том, что директора аптек могут играть более активную роль. В это непростое время необходимо мотивировать персонал к более чуткому подходу к пожеланиям покупателей. Важнейшим фактором успешной деятельности аптеки станет повышение эффективности через грамотное управление расходами и сокращение издержек.
– Снижение арендных ставок. Это одно из наших приоритетных направлений деятельности на ближайший период, поскольку стоимость аренды это один из факторов, влияющий на рост цен аптечного ассортимента для конечного потребителя. Мы ведем переговоры с арендодателями по всей стране для того, чтобы добиться снижения арендных ставок. В большинстве регионов мы находим взаимопонимание с владельцами недвижимости, которые тоже заинтересованы в нас как в клиентах. Поскольку аптечная сеть «36,6» – одна из крупнейших российских компаний, вошедшая в список системообразующих предприятий, арендаторы идут на снижение ставок и получают в нашем лице стабильного партнера.
–– Заключение прямых договоров с поставщиками будет способствовать сдерживанию цен на продукцию, продаваемую в аптеках. Сегодня крупные аптечные сети со своими возможностями становятся все более интересны производителям. Мы уже ведем переговоры с рядом крупнейших производителей о сотрудничестве по совместной разработке подходов к управлению ассортиментом, логистикой и сервисом. Мы будем продолжать сотрудничать с дистрибьюторами и одновременно развивать прямые контракты для того, чтобы предоставлять покупателям лекарственные средства и товары по уходу за собой по адекватным ценам.
– Расширение производства и продажи товаров под собственной торговой маркой. Поскольку товары под брендом «36,6» продаются в собственных аптеках, рекламные и логистические издержки минимизированы, цена при отличном качестве значительно ниже, чем у импортных аналогов, что сегодня очень интересно покупателям. Продажа СТМ приносит больше прибыли, т.к маржа – выше. Мы уверены, что в ближайшее время товары под брендом «36,6» станут еще более привлекательными для российских граждан, поскольку имея высокое качество, они значительно дешевле, за счет того, что производятся на отечественных заводах, и на их продвижение не требуется значительных рекламных бюджетов. Мы будем продолжать увеличивать количество наименований нашей продукции и тщательно следить за ее качеством, что позволит нам привлекать все больше покупателей и получать более высокие показатели по прибыльности.
Аптечная сеть «36,6» была включена в список системообразующих компаний, что говорит о том, что государство понимает и поддерживает социальную роль, которую несет на себе сеть по обеспечению населения лекарственными средствами и сдерживанию роста конечных цен. Для того чтобы удовлетворить спрос российских потребителей на качественные и доступные по ценам аналоги, необходимо предоставить возможность российским производителям развиваться. И здесь необходим государственный подход. В настоящее время мы пытаемся привлечь внимание государства к проблемам развития отечественного производства и расширить ассортимент товаров, разрешенных к продаже в аптеках. Надеемся, что государство поддержит нашу инициативу, которая направлена на то, чтобы удовлетворить спрос населения на качественную продукцию и способствовать развитию фармацевтической отрасли в целом.
Идет уменьшение аптечного ассортимента
Пашкина Нина Антоновна
Генеральный директор аптеки ОАО «Воробьевы горы»
Аптеки испытывают последствия мирового финансового кризиса, хотя еще не в очень большой степени. В настоящее время на фармацевтическом рынке сложилась нелегкая ситуация. Наблюдается рост цен на препараты, которые поступают от дистрибьюторов, сокращается потребительская способность населения.
Дистрибьюторы завышают цены, особенно на жизненно важные лекарственные средства, и это, по моему мнению, неправильно. Думаю, наши отношения с дистрибьюторами не изменились, но мы вынуждены искать другие подходы и методы работы. В этой ситуации я стала задумываться о том, чтобы заключить договор с новым дистрибьютором в поисках более лояльных условий и приняла решение работать с «Катреном». Я все время ищу приемлемые условия для сотрудничества в нынешних тяжелых условиях. Конечно же, производители повлияли на дистрибьюторов, зарегистрировав цены в валюте, которая постоянно растет и меняется.
Я заметила, что многие препараты исчезают с фармацевтического рынка. Это заставляет население делать закупки, но так не может происходить до бесконечности. В декабре люди начали запасаться лекарствами, этот процесс продолжился и в начале января. Но 19 января 2009 г. резко подскочили цены на импорт и некоторые отечественные препараты, хотя я хотела бы отметить, что снижение потребительской способности пока несущественно. А вот уменьшение ассортимента, к сожалению, наблюдается.
В дальнейшем, думаю, что рост цен и валюты должен стабилизироваться. Надеюсь, это произойдет в апреле – мне кажется, что в этот период должна стабилизироваться стоимость валюты. А затем все должно пойти нормально, хотя и сейчас жаловаться на то, что упал товарооборот, я не могу. Но печально, что он не падает за счет цен. В свою очередь, у нас появились сложности – поскольку цены поднялись, мы делаем некоторые запасы лекарственных средств, за которые нужно вовремя платить. Но иногда мы не выполняем свои обязательства, так как не успеваем и нарушаем договоренности. Происходит череда явлений, которых раньше не наблюдалось. Я думаю, что мы справимся с этим, но должно пройти как минимум три напряженных месяца. В нынешних условиях очень трудно делать прогнозы.
Сейчас главное – не терять надежду на выход из кризиса. Каждый должен принять необходимые меры. Я собрала своих помощников - из-за ограничения в средствах мы решили на время снизить ассортимент БАД, косметики, парафармацевтики, ведь для аптеки лекарства стоят на первом месте. Поэтому в настоящее время 80% имеющихся оборотных средств тратится на закупку лекарств. Это временная вынужденная мера, но я должна была ее реализовать.
Будет «вымывание» оригинальных ЛС
Толпегина Людмила Петровна
Генеральный директор ОАО «Аптека «Мневники»
Пока рано говорить о последствиях кризиса, нужно жить, принимая и финансовый кризис, и тот факт, что все дорожает, происходит ужасная девальвация.
Лекарство – это торговый продукт. Аптека – это место торговли лекарствами. Известно, что сейчас испытывает вся торговля. Влияние кризиса на ассортимент ощутимо везде, и в аптеке тоже.
На потребителя кризис оказывает разное действие. Некоторые закупают препараты и продукты, а кто-то воспринимает ситуацию более спокойно. Можно сказать, что депрессивно спокойно. Сейчас мы чувствуем обострение психических заболеваний у людей, и таких много. Наверное, люди ждут помощи и приходят к нам в аптеку. По поводу уменьшения ассортимента пока говорить рано – все аптеки разные, работают с разными дистрибьюторами. Мы выбрали сильного дистрибьютора, работаем с ним и доверяем ему. Ассортимент всегда «плавал» в сезонные периоды, причину назвать сложно, так как она не бывает одна. Цены все равно будут меняться. В аптеках очень низкий процент отечественных препаратов, так как очень мало производителей. Производителей, которые импортные препараты упаковывают в России, я не могу назвать отечественными, и удешевления ждать не приходится – даже у отечественного производителя используются импортные субстанции, которые покупаются за валюту. Очень много оборудования, которое стоит на заводах, – импортного производства. Соответственно, оно требует импортного обслуживания, и себестоимость продукции будет повышаться. Пока российский рубль падает относительно иностранной валюты, цены на товар будут расти. Если производство будет отечественным, себестоимость все равно дорожает. На внутреннем рынке растут цены на энергоносители, а производитель должен заплатить за большую территорию, соответственно, цены он «раскидает» на себестоимость продукции. Если цены начнут зашкаливать, и продукция не будет продаваться, завод закроется. Предприятия никто не поддерживает, каждый «выплывает» самостоятельно. Производства у нас практически нет. И в настоящее время пострадают, в первую очередь, отечественные производители.
Думаю, в первую очередь, исчезнут очень дорогие лекарственные препараты (оригинальные), а дженерики пока останутся. Наверное, из ассортимента могут исчезать еще не успевшие «раскрутиться» на рынке отечественные препараты. Пока рано говорить о снижении потребительской способности. По поводу товарооборота тоже сложно сделать какие-то выводы, количество покупок, может быть, и сократилось, но ненамного.
Сложно делать прогнозы, когда очень долго внушалось, что кризис нас не коснется. Я думаю, как всегда – победит сильнейший. Если во время кризиса пострадает средний класс - начнет «размываться» средняя планка в ассортиментной политике и покупательской способности.
Но паника здесь неуместна, мы ничего не можем изменить, и будем, сообразуясь с накопленным опытом, работать дальше, именно это мы делали и раньше, несмотря на колебания курса валют и падение рубля.
Аптеку закрыть нельзя, она необходима людям. Можно не купить себе что-то из одежды или еды, можно не сходить в ресторан или кино, но если человек заболевает, он хочет вылечиться. Какими лекарствами пользоваться, будут выбирать посетители сами, а мы, аптекари, будем им помогать. Если назначено лечение, и выбор падает на определенную группу препаратов, единственный выбор – попробовать дженерики, если оригинальные препараты будут менее доступны по цене. Может быть, именно аптека раньше других замечает реакцию людей на происходящие события, когда они приходят к нам не только за лекарством, но и за психологической поддержкой.
Что ждать аптекам от партнеров?
Молчанов Алексей Леонидович
Генеральный директор ЗАО ЦВ «Протек»
Прежде всего, я хотел бы отметить, что в 2008 году наблюдались хорошие темпы роста в фармацевтической отрасли. Так, в коммерческом сегменте ГЛС по итогам года рост превысил более 20%. Между тем, кризисные явления уже сказываются на фармацевтическом рынке.
Кризис может повлиять на работу наших партнеров. Меня это беспокоит, но не пугает. В нашем арсенале есть эффективные инструменты, которые позволят преодолеть сложный период, как нашим клиентам, так и отрасли в целом. Что касается «ПРОТЕКа», то у нас есть возможности для обеспечения финансовых гарантий для производителей, поддержания необходимого товарного запаса на рынке. Но и другим участникам требуется активная работа для соблюдения интересов всех игроков рынка.
Скажутся ли кризисные влияния на взаимоотношениях с партнерами, и, в первую очередь, с аптечными учреждениями (сетевыми структурами и единичными аптеками)?
В настоящий момент крайне важна финансовая дисциплина всех звеньев рынка: от сетей до отдельных аптечных пунктов. С начала года мы внедряем различные сбытовые программы для наших партнеров, позволяющие поддерживать уровень продаж и обеспечивать своевременные оплаты. В отношениях с производителями также будут происходить изменения. Всем известно, что 80% лекарств на прилавках – это импорт, цена которых зависит от курса иностранной валюты по отношению к рублю. И чтобы снизить зависимость цен на лекарства от курсовых колебаний, мы проводим политику перехода на рублевые контракты.
В данной ситуации нужно переключиться на новый режим работы, сконцентрироваться на эффективности и рентабельности, возможно, придется пересмотреть условия партнерских отношений с другими участниками фармацевтического рынка. При этом нужно учитывать, что мы находимся на социально важном рынке и поэтому нельзя допустить сбоя в обеспечении населения лекарствами.
В кризисный период, я считаю, главным критерием в работе с клиентом становится норма рентабельности. «ПРОТЕК» предоставляет много возможностей для соблюдения этого критерия. Это и работа с прибыльным ассортиментом, грамотное планирование поставок, управление товарным запасом. Разработан также ряд программ, позволяющих сокращать аптекам цикл оборачиваемости дебиторской задолженности клиентов перед ЦВ «ПРОТЕК». Если говорить о приоритетных направлениях работы, то скажу так. «Протек» продолжит работу над повышением качества клиентского сервиса. Серьезные инвестиции, которые мы реализовали в одном из самых современных логистических центров в подмосковном Пушкино и региональных центрах в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и Самаре, позволят нам достигнуть лидерских позиций в дистрибьюторском сегменте. Технологическое преимущество уже сегодня дает нам возможность обеспечивать качественное распределение фармацевтической продукции по всей товаропроводящей цепочке. Одним из приоритетов ЦВ «Протек» остается работа над ассортиментным портфелем, что даст возможность аптеке работать с наиболее прибыльным перечнем лекарственных средств и парафармацевтики.
P.S. Предложения «Протека» войдут в перечень мер по поддержке фармрынка России
Центр внедрения «Протек» принял участие в заседании рабочей группы Минпромторга, посвященном мониторингу системообразующих предприятий промышленности и торговли. На заседании были обсуждены меры по повышению устойчивости фармацевтической отрасли.
Заместитель генерального директора ЦВ «Протек» Андрей Гусев рассказал о положении дел на российском фармацевтическом рынке, ситуации с ценами на лекарства и мерах, предпринимаемых компанией по стабилизации в отрасли в целом. Также были обсуждены предложения по поддержке российских фармацевтических предприятий.
На встрече была обозначена основная проблема для дистрибьюторов в текущий период – изменение курса валют по отношению к рублю, в результате которого происходит рост цен на лекарства. Участники обсудили меры, предпринятые «Протеком» по снижению зависимости от курсовых колебаний. Так, с начала года дистрибьютор заключил с целым рядом зарубежных производителей контракты в национальной валюте, в рамках которых цены на лекарства зафиксированы в рублевом эквиваленте. Кроме того, в компании считают своевременными обсуждаемые участниками рынка меры по снижению налоговой нагрузки и таможенных пошлин на лекарственные средства.
На заседании поднимался вопрос о кредитной политике банков, текущем росте процентных ставок по кредитам, что негативно сказывается на участниках рынка. Сторонами были озвучены встречные предложения по гибкой системе кредитования системообразующих компаний.
В рамках заседания обсуждалась текущая ситуация в ЦВ «Протек», показатели деловой активности компании, вопросы кадровой политики по сохранению численности персонала. Было отмечено, что компания обладает запасом финансовой прочности, о чем свидетельствует выполнение всех обязательств перед партнерами. Кроме того, с начала года этот крупнейший фармдистрибьютор внедряет различные сбытовые программы для партнеров, позволяющие поддерживать уровень продаж и обеспечивать своевременность оплат.
По результатам встречи были зафиксированы предложения, которые будут рассмотрены рабочей группой для последующего внесения в перечень мер поддержки российской фармацевтической отрасли и стабилизации финансовой ситуации.
Пресс-служба компании «Петровакс Фарм»
Пресс-служба компании «ВЕРТЕКС»