Так, по данным Минэкономразвития, ВВП снизился на 12%, а базовые отрасли испытали умеренное падение, менее всего кризис затронул сельское хозяйство, пищевую промышленность и химический комплекс. Однако снизились даже продажи пищевых продуктов. Одна из причин — экономия на них и отсутствие спроса со стороны ресторанов, которые пока могут лишь доставлять еду. Наибольший спад в апреле наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос, — платные услуги, розничная торговля, легковые автомобили и т.д.
Ажиотажный спрос на некоторые продукты питания и непродовольственные товары вызвал рост цен. Особенно подорожали овощи, сахар и крупы.
Нелегко пришлось и населению — доходы граждан упали сначала на 8, а в будущем эта цифра может дойти до 12%. Уровень безработицы в апреле впервые с июня 2016 г. достиг 5,6%, а в мае эта цифра может составить уже 6,5%. Эксперты предполагают, что по итогам года уровень безработицы вернется на уровень кризиса 2008-2009 г.
АЖИОТАЖ ПРОХОДИТ
Как развивался фармацевтический рынок на фоне всеобщей нестабильности?
За 4 месяца 2020 г. рост в упаковках составил 9,4%, а в ценах конечного потребления — 21,5%. В марте рост продаж аптечных сетей увеличился на 46,4%, затем последовал резкий спад. Если не учитывать резкий скачок роста в марте, то выяснится, что рост в рублях составит всего 11,2%, а в упаковках — 0,7%. То есть рынок в рублях растет в 2 раза меньше, а в упаковках остается на уровне 2019 г.
Примечательно, что в начале года в упаковках быстрее росли импортные препараты — 11% против 8% у отечественных. Но в апреле уровень потребления в упаковках упал на 2,5% к году. В мае продажи снизились на 13% в упаковках и на 6% — в денежном эквиваленте.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что сильнее всего выросли цены на дешевые препараты: в сегменте до 50 руб. они увеличились на 14%, от 50 до 150 руб. — на 5%, а ЛС в ценовом диапазоне от 150 до 500 руб. теперь дороже на 4,3%. Препараты, чья стоимость выше 500 руб., подорожали только на 3,3%. В целом инфляция на ЛП за последние 4 месяца составила 4,5%, а по сравнению с апрелем 2019г. цены выросли на 6,7%. OTC-препараты в 2020 г. растут быстрее (21,5%), чем RX (18,9%). Что касается ЖНВЛП, то прирост в рублях в этой категории в марте был выше, чем у не-ЖНВЛП — 47,8% против 45,5%. В апреле, несмотря на общий спад на рынке, тенденция сохранилась: 6,7% против 3,5%.
При этом из-за падения доходов и экономии население старается приобретать самые дешевые лекарственные средства. Неудивительно, что в марте доля лекарственных препаратов до 50 руб. в общем объеме фармрозницы увеличилась до 34%, а в апреле она составляла уже 34,8%. Препараты стоимостью до 150 руб. занимали в марте 24,4%, что почти на 2% меньше, чем в начале года, но в апреле их доля уже была 26,2%.
Наибольшим спросом пользуются противомикробные препараты для системного использования, противоопухолевые ЛС и иммуномодуляторы, гормональные препараты для системного использования и ЛС для лечения кожных заболеваний. При этом первые две категории сегодня более востребованы, чем при обычной сезонности.
Поскольку из-за режима ограничений многие люди с хроническими заболеваниями решили приобрести необходимые ЛС впрок, то во время ажиотажного спроса был создан 1,5-недельный запас рецептурных лекарственных препаратов. За апрель он успел снизиться до 1,1 недели.
САМОИЗОЛЯЦИЯ КАК ПОВОД СХОДИТЬ В АПТЕКУ
Введение ограничительных мер повлияло на продажи лекарственных средств. Там, где был введен пропускной режим, фармрозница упала примерно на 0,1%, а в населенных пунктах, где люди могли передвигаться свободно, продажи упали на 5,7%. Причин этому несколько: обострение хронических заболеваний в период самоизоляции, покупка ЛС для больных коронавирусом и поход в аптеку как уважительная причина для выхода на улицу.
В ТОР-5 лекарственных средств, пользующихся наибольшим спросом в апреле, вошли "Мирамистин" (продажи выросли на 71,2%), "Ксарелто" (30,5%), "Ингавирин" (22,5%), "Нурофен" (18%) и "Терафлю" (41,1%).
Интересно, что не было традиционного всплеска продаж антигистаминных препаратов в апреле–мае. Это связано не только с введением режима самоизоляции, но и с плавной весной с длительным распределением цветения растений–аллергенов. Зато у населения оказались востребованы БАД, особенно для укрепления иммунитета. Это легко объясняется текущей ситуацией. Следует отметить, что ажиотажный спрос в марте не означает, что те же товары будут востребованы в апреле. Так, если в начале весны повышались продажи репеллентов и инсектицидных средств, медизделий, медприборов и инструментов, то уже в апреле свои позиции сумели сохранить БАД, медизделия, перевязочные материалы и средства барьерной контрацепции.
Из–за самоизоляции понизился спрос на репелленты и препараты для ЖКТ: продажи последних упали ниже уровня 2018 г. Что касается дорогой селективной косметики, то ее активно покупали только в первые недели с момента введения ограничительных мер.
По материалам онлайн–конференции DSM Group "Аптечный рынок в апреле: влияние коронакризиса"