21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Отмена заочного образования ударит по фармотрасли

Цели и задачи современного фармацевтического образования должны отвечать потребностям государства, работодателей и общества в целом. Роль фармацевтических работников в системе здравоохранения — роль экспертов в отношении лекарственных средств, многократно подтвержденная совещаниями ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), Международной фармацевтической федерации, Всемирной ассамблеи здравоохранения.

Солонинина Анна Владимировна
Проректор Пермской государственной фармацевтической академии по последипломному образованию и внебюджетной деятельности, зав. кафедрой УЭФ, д.ф.н., проф., засл. работник высшей школы РФ

В России государством регламентирована надлежащая система непрерывного образования и подтверждения профессиональной квалификации специалистов фармацевтического профиля — неотъемлемая часть государственной системы мер по реализации прав граждан на охрану их здоровья. Для занятия фармацевтической деятельностью определены номенклатура должностей и специальностей, требования к специалистам (квалификационные требования, лицензионные требования). Утверждены ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального фармацевтического образования), федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура). Разрабатываются профессиональные стандарты, регламентирована необходимость регулярного повышения квалификации специалистов, подтверждение их профессиональной компетентности путем процедуры сертификации.

Поскольку фармацевтическое образование является непрерывным и подразделяется на этапы, цель и задачи его на разных этапах различаются. Так, на этапе дополнительного образования система повышения квалификации специалистов фармацевтического профиля должна решать, как минимум, две задачи:

  • повышение квалификации специалистов с учетом их предназначения и роли в системе здравоохранения, исходя из концепции «обучение через всю жизнь»;
  • с другой стороны – получение специалистами необходимых знаний для эффективной деятельности в условиях рынка.

Для реализации первой задачи в России выстроена система повышения квалификации под контролем Минздрава России как органа, ответственного за охрану здоровья граждан. Повышение квалификации специалистов фармацевтического профиля в рамках этой задачи — обязательное условие при лицензировании фармацевтической деятельности и сертификации специалистов. Оно осуществляется образовательными учреждениями (имеющими соответствующую лицензию и государственную аккредитацию).

Повышение квалификации в рамках второй задачи, по нашему мнению, добровольное дело работодателей и специалистов. Оно осуществляется многочисленными организациями по циклам и программам, формируемым в соответствии с требованиями рынка, как в России, так и за рубежом. Следует отметить, что данные образовательные услуги оказывают, как правило, только на коммерческой основе — в отличие от обязательного повышения квалификации, при котором обучение осуществляется, как правило, бесплатно для государственных и муниципальных организаций системы здравоохранения в рамках утвержденных планов.

В настоящее время обучение на первом этапе фармацевтического образования (высшее, среднее) осуществляется в соответствии с утвержденными ФГОС нового поколения, основанными на компетентностном подходе. В стандартах перечислены компетенции, которыми должен обладать выпускник, получая диплом о высшем либо среднем фармацевтическом образовании. Эти компетенции вполне соответствуют необходимой квалификации специалистов с фармацевтическим образованием.

Обучение в интернатуре осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура). Однако в этих требованиях определены лишь продолжительность обучения и структура программы в зачетных единицах. Каждая образовательная организация разрабатывает свою образовательную программу послевузовского профессионального образования, также используя компетентностный подход.

Дополнительное профессиональное образование в настоящее время, согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (он применяется с 01.09.13), должно осуществляться в соответствии с дополнительными профессиональными программами повышения квалификации либо профессиональной переподготовки. Каждая образовательная организация разрабатывает их самостоятельно. Законом предусмотрена большая степень самостоятельности при организации обучения на этом этапе.

Учебные пособия также разрабатывают образовательные организации. Некоторые из пособий (после соответствующего рецензирования) рекомендуются УМО (учебно–методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России) для использования вузами России на соответствующем этапе обучения. Но они не распространяются централизованно и приобретаются вузами на коммерческой основе. Информация о таких пособиях также не публикуется. Поэтому сложно оценить соответствие используемых учебных пособий во всех образовательных организациях, осуществляющих деятельность в сфере фармацевтического образования. В Пермской государственной фармацевтической академии достаточно активно проходят разработка, переработка и тиражирование необходимых учебных пособий. Пособия рецензируются и утверждаются ученым советом академии. Некоторые из них утверждены УМО.

Базовое фармацевтическое образование дает лишь основные компетенции профессии (общекультурные и профессиональные). Для обучения специалистов для конкретных организаций с учетом специфики их деятельности существует система дополнительного образования. Это обучение по программам повышения квалификации либо профессиональной переподготовки. Программы формируются с учетом потребностей работодателей. В этой связи работодатели для повышения эффективности деятельности конкретной организации обязаны заниматься повышением квалификации и поддержанием профессиональной компетентности работников.

Образовательные программы для студентов, желающих работать в производстве лекарств, достаточно больная тема. К сожалению, несмотря на политику государства по развитию фармацевтической промышленности в России и повышению конкурентоспособности лекарственных препаратов российского производства, вопросам кадрового обеспечения не уделено должного внимания. Отсутствуют номенклатура должностей, регламентирующие требования к специалистам, работающим в сфере промышленной фармации (за исключением уполномоченного лица производителя лекарственных средств). В результате есть много вопросов, требующих решения. Какое образование должны иметь специалисты, осуществляющие разные виды работ в организациях — производителях лекарственных препаратов? Какие требования предъявляются к этим специалистам? Как часто они должны подтверждать свою профессиональную компетентность? Лицензионными требованиями лишь определено, что для получения лицензии на производство лекарственных средств необходимо наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих соответственно высшее или среднее профессиональное фармацевтическое, химическое, химико-технологическое, биологическое, биотехнологическое, медицинское или ветеринарное образование, ответственных за производство и маркировку лекарственных средств. Более четко расписаны требования лишь для уполномоченного лица производителя лекарственных средств. Уполномоченное лицо при производстве лекарственных средств для медицинского применения должно иметь высшее фармацевтическое, химическое или биологическое образование, стаж работы не менее 5 лет в области производства и контроля качества лекарственных средств. При производстве лекарственных средств для ветеринарного применения — высшее фармацевтическое, химическое, биологическое или ветеринарное образование, стаж работы не менее 5 лет в области производства и контроля качества лекарственных средств. Также оно должно быть аттестовано: при производстве лекарственных средств для медицинского применения — в порядке, установленном Минздравом России, при производстве лекарственных средств для ветеринарного применения — в порядке, установленном Минсельхозом России.

Исходя из вышеизложенного, должна быть утверждена номенклатура должностей для организаций — производителей лекарственных средств, разработаны и утверждены профессиональные стандарты для этих специалистов. Уже с учетом этого можно формировать образовательные программы. В настоящее время в Пермской государственной фармацевтической академии утверждены разные образовательные программы промышленного производства лекарственных средств. Они сформированы с учетом специфики производства разных лекарственных средств и корректируются при заключении договора на обучение работников конкретных организаций.

Очно–заочное (вечернее) обучение позволяет получить высшее образование, сочетая работу с обучением, что важно для категорий граждан, которые не могут обучаться по очной форме, т.к. не имеют источников финансирования для удовлетворения своих жизненных потребностей, а стипендия слишком мала.

По заочной форме (согласно утвержденным требованиям), обучаются люди, уже имеющие среднее профессиональное образование по фармацевтической либо медицинской специальности. Их обучение по заочной форме способствует повышению уровня их профессиональных знаний, и, соответственно, повышению качества фармацевтического обслуживания населения и медицинских организаций.

В этой связи (а также в связи с нехваткой фармацевтических кадров практически во всех регионах России) решение об отмене (запрете) заочного и очно–заочного образования по специальности «Фармация» считаю не вполне мотивированным и продуманным.

Специализированные
мероприятия