Отмена заочной формы обучения — правильное решение
Новиков Анатолий
Директор по медицине Национальной дистрибьюторской компании
Современные выпускники медицинских вузов владеют в основном академическими знаниями по фундаментальным дисциплинам. На конференции «Медицинское образование и вузовская наука – 2013» были оглашены данные соцопроса среди выпускников, проведенного годом ранее, результаты которого заставляют задуматься об уровне нашего образования. Лишь 12% опрошенных оценили свои практические знания как хорошие. До 30% респондентов оказались неспособны оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение или выполнить простейшие манипуляции уровня среднего медицинского работника. Программы медвузов в силу их высокой перегруженности, в т.ч. второстепенными дисциплинами, не позволяют выделить достаточное время на овладение практическими методиками. Изменение этой ситуации с помощью новых госстандартов должно стать задачей номер один в российском медицинском образовании.
В последнее время мы видим целенаправленную работу в правильном направлении со стороны профильного ведомства — отрасль получает дополнительное финансирование, обновляется оборудование, внедряются современные информационные технологии, принимаются новые законодательные акты, цель которых — строительство единой нормативной базы, в рамках которой, например, государственные образовательные стандарты будут дополнять уже принятые стандарты оказания медицинской помощи. Создание врача–практика сразу после окончания университета должно сделать и более близким взаимодействие медицинских вузов с лечебно–профилактическими учреждениями, поскольку отныне подготовка молодых специалистов становится их общим делом. Таким образом, Минздрав планирует решать и проблему нехватки медиков в регионах, особенно в сельской местности, предлагая закрепить за каждым федеральным медицинским университетом конкретный субъект РФ. Вуз должен будет отвечать за подготовку врачебных кадров в соответствии с запросами своего региона. Мы видим, что программа «Сельский доктор», на которую возлагали большие надежды и в рамках которой молодой врач мог получить миллион рублей, проблему не решила — одной такой стимулирующей меры без обеспечения жильем, повышения зарплаты, карьерного роста, оказалось недостаточно для того, чтобы привлечь выпускников в «сельскую медицину».
Не меньше проблем и в вопросе выпуска профессиональных, готовых к работе в новых условиях фармацевтов. Проблема дефицита квалифицированных кадров является чрезвычайно острой для современной российской фармпромышленности. Максимальный дефицит кадров сегодня — непосредственно на производстве, в первую очередь, это технологи, работающие по стандартам GMP, а также в сфере обеспечения контроля качества ЛС и в исследовательской области.
По данным экспертов, до 2020 г. России потребуется от 3,5 до 5 тыс. высококвалифицированных специалистов для работы на фармпроизводстве. А в соответствии со стратегией «Фарма–2020» необходимо подготовить или переподготовить более 10 тыс. специалистов для работы на производстве. По данным агентства HeadHunter, в сегменте фармпроизводства количество вакансий ежемесячно увеличивается на 17%!
При этом основная проблема подготовки студентов — это сложности с прохождением полноценной практики на фармпредприятиях. Компаниям нужны готовые квалифицированные специалисты, а студентам и выпускникам без опыта работы найти место работы очень сложно. Это происходит в ситуации, когда средний возраст технолога на производстве сегодня достигает шестидесяти лет, а вопрос повышения квалификации остается наиболее актуальным, поскольку в результате снижения уровня организации производства на многих предприятиях сильно упал и уровень квалификации работников.
Минздравом принято правильное решение прекратить обучение по специальности «Фармация» в очно–заочной и заочной формах. Кроме того, на фармфакультетах многих вузов вводят новые специальности, такие как фармацевтический маркетинг, бухгалтерский аудит и менеджмент. Важно понять, что в нынешних рыночных условиях необходимо соотнести стандарты обучения студентов с требованиями работодателя.
Стандарты, закрепляя определенный жесткий минимум требований, тем не менее, предоставляют университетам свободу в формировании и реализации образовательных программ и одновременно повышают ответственность вуза за содержание и качество подготовки специалистов. Высшая школа получила новые стандарты, они действительно необходимы, и в теории с их помощью можно начать решать проблемы, которых немало накопилось за последние десятилетия: слабое материально–техническое оснащение отрасли, недостаточная методическая обеспеченность образовательного процесса, отсутствие системы мониторинга реализации госстандартов, проблемы с трудоустройством (по разным оценкам, после окончания вуза по специальности идут работать лишь 40–80% выпускников) и др.