23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Тема номера

Отрасль и образование: разные ожидания

Специалист начинается с образования. Сняв противоречия между теорией и практикой, можно значительно облегчить решение кадрового вопроса.

Сегодня фармацевтический сектор активно движется в этом направлении. И дело не только в том, что в федеральный закон "Об образовании» внесены изменения, и теперь образовательные стандарты будут разрабатываться не с учетом стандартов профессиональных, а на их основе.

Знания — лишь половина успеха. Они дают ответ на вопрос: подходят ли кадры отрасли? Оставшиеся 50% успеха — ответ на вопрос, подходит ли отрасль кадрам, во многом обязанность работодателя. Причины  "кадрового голода", по мнению  эксперта темы Настасьи Ивановой, управляющего директора компании "Интер–С Групп", —  низкая зарплата профессорско–преподавательского состава вузов, отток квалифицированных кадров за рубеж, слабая материально–техническая база, низкая ориентированность на новые технологии и любые изменения, происходящие в сфере здравоохранения и фармации, да и в целом потеря многолетнего опыта и традиций высоких стандартов образования

Спрос на фармацевтических и медицинских специалистов достаточно высок — и, что вероятно, останется высоким в ближайшие несколько десятилетий. Одна из главных причин сложностей в кадровом вопросе — неумение договориться. Фармацевтические предприятия  не вполне устраивают те знания, которые получает большинство выпускников. Ожидания же молодых специалистов часто не совпадают с реальностью, особенно когда речь идет о зарплате.

Как замечает эксперт темы номера А.В. Солонинина из Пермской ГФА, являющаяся ведущим специалистом вуза в области непрерывного фармобразования, "особого разрыва между образованием и отраслью, нет — есть разные ожидания у работодателей, представителей государства, потребителей. И у выпускников разные ожидания, в числе которых обучение в аспирантуре с последующей работой в вузе, работа в должности представителя фармацевтической компании, фармацевтический бизнес, работа в должности руководителя фармацевтической организации и др.".

Другой эксперт темы Виктор Дмитриев, генеральный директор АРФП, убежден, что "подготовка специалистов для фармы оказалась "между двух огней". Минздрав отвечает за обучение провизоров. Минобр — за обучение технологов. Готовить технологов не дает фармация. Готовить фармацевтов не дает технология".

КАКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НУЖНЫ?

В 2014 г. Минобрнауки России обратилось к фармацевтическим предприятиям с простым вопросом: какие специалисты вам нужны? Представители фармацевтических заводов звонили и извинялись: у нас зарплата — десять тысяч, мы будем рады любым специалистам и не можем выдвигать никакие требования. В результате ведомство разработало и запустило контракты на создание образовательных программ и модулей, где университеты обязаны сами опрашивать работодателей. Диалог — важная часть решения проблемы, но вопросы образования могут стать еще одним фактором конкуренции на фармацевтическом рынке.

Крупные фармацевтические предприятия и раньше охотно предлагали вузам сотрудничество. Некоторые проекты стартовали задолго до 2014 г. К запущенной в 2012 г. компанией Pfizer программе "Больше, чем образование" в 2016 г. уже присоединились студенты из других стран — участниц ЕАЭС: Беларуси и Казахстана.

Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова  не только сотрудничает с фармпредприятиями, но и возглавляет группу по разработке профессиональных стандартов в области фармации.

Высшая школа находится перед выбором: теория или практика, академичность или открытость. Открытость как возможность диалога и с той отраслью, для которой она готовит кадры, и с самими кадрами — желательно еще до того, как они станут студентами. В Санкт–Петербургской химфармакадемии (СПХФА) открытым стал весь учебный процесс: конкурсы для школьников, фармацевтический класс — пока еще в одной из петербургских школ, стажировки на различных фармацевтических заводах, присутствие представителей промышленности на экзаменах…

Специалист формируется задолго до того, как его начинают переучивать на работе. Жизненные приоритеты, которые в дальнейшем определят и приоритеты профессиональные, складываются еще до получения школьного аттестата. И фармпромышленность вместе с фармобразованием идут навстречу своим будущим кадрам. Пример СПХФА — не единичный. По аналогичному пути идет и Калужский государственный университет. Там, где работает множество отечественных и зарубежных фармпредприятий (имея в виду Калужский фармкластер), у студентов должна быть возможность познакомиться с профессией задолго до диплома. В 2013 г. в регионе создан Научный образовательный центр. Партнерами проекта становятся химический факультет МГУ, Санкт–Петербургский технологический университет, Казанский государственный университет, ряд научно-исследовательских институтов. Компании  включаются в обучение будущих специалистов. Профессионалы преподают своим завтрашним коллегам, руководят их выпускными работами, участвуют в приеме экзаменов и, конечно же, приглашают студентов на стажировку.

Есть и отечественные примеры работодателей, идущих навстречу образованию; так, компания "Верофарм" активно сотрудничает с университетами в различных регионах: Белгороде, Владимире, Иваново.

Но существуют сложности  в обучении — невозможность присутствия студентов-стажеров на производственных линиях фармацевтического завода, что диктуется GMP. Будущие специалисты имеют право увидеть все этапы работы с лекарством — кроме, собственно, производства.

Добавляет трудностей и процесс слияния, развернувшийся в вузах и хорошо знакомый многим по ситуации с медицинскими учреждениями. Старейшие учебные заведения, где готовили высококлассных фармацевтических специалистов, превращаются в филиалы. А это приводит к сокращению числа будущих кадров.

 Стратегия "Фарма–2020" отмечает — в настоящее время в России не более 10% кадрового ресурса имеют необходимую квалификацию, и даже из этого небольшого числа около 10 тысяч специалистов нуждаются в переподготовке и повышении квалификации.

Проблемные дела с кадрами для фармфармпроизводства: образовательные программы не успевают за развитием производства и технологий настолько, что вопрос "Кто будет делать лекарства?" правомерно задается на недавно прошедшем в медиацентре "Российской газеты" круглом столе.

В рамках "Фармы–2020" ведущие вузы нашей страны разрабатывают учебные курсы, соответствующие всем этапам жизненного цикла препарата, но процесс этот  далек от завершения. К тому же оказалось, что не хватает дисциплин по клиническим исследованиям, фармаконадзору, фармакоэкономике. "Пробелы" на этих этапах отмечают не только вузы — разработчики программ, но и сами фармацевтические производители. Потребность в специалистах по фармаконадзору сильна, возможности подготовить их ограничены.

Здесь есть проблески: 14% слушателей Центра образовательных программ Научного центра экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора получают знания как раз по фармаконадзору, 21% — по клиническим и доклиническим исследованиям, 27% — по регистрации и сертификации. Очень многие участники курсов и семинаров Центра — молодые специалисты, работающие в компаниях-производителях.

"Сегодня у работодателей есть уникальная возможность получить необходимого специалиста, который будет максимально соответствовать требованиям фармацевтической отрасли. Для этого необходимо разработать профессиональный стандарт, наиболее полно описывающий ту или иную профессиональную деятельность. При наличии профессионального стандарта федеральные учебно–методические объединения внесут необходимые изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования или разработают новые. Эта схема позволит оперативно изменять содержание образовательных программ и выпускать компетентных и востребованных профессионалов", — рассказывает заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Сергей Пилипенко.

Сотрудничество отрасли и образования становится правилом игры для всего фармацевтического сообщества. Это мы сейчас говорим о профессиональных стандартах, один из них — "Провизор" — был в апреле зарегистрирован в Минюсте. Скажем сразу, не продуманный местами стандарт.

Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС, предлагает считать его базовым, но предполагает, что дополнения или изменения будут впереди. Потому что уже вызывает недоумение тот факт, что знаний по фармацевтической химии, как равно и по другим химическим дисциплинам, он не содержит. "Мы что, подписываем приговор под тем, что специалисты–аналитики в профессии не нужны? Контроль качества уже не про нас? Или нет уже необходимости специалистам ориентироваться в химических названиях лекарственных препаратов?" — искренне возмущена руководитель РААС.

Саму организацию учебного процесса в постдипломном образовании она всецело поддерживает, как и большинство участников фармотрасли. Это транслирование имеющихся школ коучинга и наставничества как позитивное слияние базовой профессиональной школы с практикой.

Ответ на вопрос, подходят ли кадры отрасли, частично найден. Частично, потому что даже крупные фармацевтические компании замечают: сложнее всего научить человека размышлять и слушать собеседника — каким бы профессионалом он ни был. Как считает ректор СПХФА Игорь Наркевич, специалист должен представлять себе не только свою профессиональную, но и свою жизненную позицию. Понимать, каким человеком он хочет быть.

Что касается второго вопроса, подходит ли отрасль кадрам — даже небольшие аптечные сети находят время, желание и способы поддержать сотрудников и заинтересовать студентов–практикантов: оплатить обучение, предложить хороший соцпакет, включающий ДМС, помочь в аренде жилья. С карьерным ростом своих сотрудников каждый решает в меру своих возможностей. Но одно для всех едино — если сотрудник перспективный и думающий, то работодатель найдет способы его удержать.

Один из способов занять амбициозного молодого специалиста, которому в данный момент невозможно дать повышение, — привлечь его к преподавательской деятельности. Более того, на предприятиях можно открывать базовые кафедры университетов, где преподавателями могут быть высококлассные сотрудники данных предприятий, а образовательный процесс проходить с максимальным погружением в практику и специфику конкретного производства. Такое предложение было выдвинуто референтом Департамента государственной политики в сфере высшего образования Дмитрием Семиразумовым в рамках прошедшего в медиацентре "Российской газеты" круглого стола "Кадры для фармацевтической промышленности. Кто будет делать лекарства?". Чем больше точек соприкосновения у высшей школы и отрасли, тем эффективнее работают оба участника этого взаимодействия. Кроме того, они учатся друг у друга…

И все–таки — как быть государственной медицине, небольшим аптекам и маленьким фармпредприятиям? Закон разрешает брать на работу студентов медицинских и фармацевтических специальностей. Студенты охотно сдают экзамены на допуск к профессиональной деятельности и начинают знакомиться с профессией. Но этой возможности мало. Фармпромышленность во многом поддерживает импортозамещение, а вот медицинское и аптечное дело…

Остается надеяться на систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования с последующей аккредитацией специалистов, что является перспективной формой поддержания профессиональной квалификации специалистов. И начать думать над своим развитием самостоятельно.

Специализированные
мероприятия