Прокопьев Александр Сергеевич
Депутат Госдумы РФ, член Комитета по охране здоровья
Действительно, лекарства подвергались подделке и раньше. Так, в 2013 г. Росздравнадзором выявлено и изъято из обращения 12 торговых наименований (ТН) 19 серий фальсифицированных лекарственных препаратов, что значительно меньше, чем, например, в 2007 г. (58 ТН 146 серий).
Также в 2013 г. выявлены и изъяты из обращения 19 ТН 48 серий контрафактных лекарственных средств. Здесь статистика выявляемости остается довольно стабильной уже несколько лет.
Если говорить о местах выявления фальсифицированных лекарственных средств, то более 30% подделок выявляется в оптовом звене, примерно столько же — в ЛПУ. На аптечные учреждения приходится менее 10% подделок. Представленные данные могут создать впечатление, что на российском фармацевтическом рынке практически нет фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств. Однако ситуация практически прямо противоположенная, и связано это с несовершенством законодательной и нормативной правовой базы, а также недостатками полномочий контролирующих органов. По оценкам некоторых экспертов, доля фальсификата и контрафакта может составлять до 20%.
Одним из основных факторов, влияющих на результативность борьбы с фальсифицированными и контрафактными лекарствами, является возможность внезапного контроля хозяйствующих субъектов, а также наличие специальных статей в уголовном и административном законодательстве. Однако на данный момент в законодательстве РФ отсутствуют такие нормы, а Росздравнадзор лишен возможностей по проведению внезапных проверок.
Анализируя действующее законодательство РФ в сфере обсуждаемых преступлений, можно прийти к выводу, что в настоящее время деяния лиц, осуществляющих оборот фальсифицированной и недоброкачественной медицинской продукции, квалифицируются по нескольким статьям УК РФ.
Однако, как показывает практика, уже на этапе доследственной проверки возникает ряд объективных проблем квалификации противоправных деяний по указанным статьям:
- ст. 159 — «Мошенничество»;
- ст. 171 — «Незаконное предпринимательство»;
- ст. 180 — «Незаконное использование товарного знака»;
- ст. 238 — «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ и оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности».
Например, статья «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ и оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности» требует доказывать причинение вреда здоровью потребителей, что не всегда удается задокументировать. Более того, ст. 238 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за оборот продукции, не отвечающей требованиям безопасности. В то же время фальсифицированные лекарственные средства в большинстве случаев не содержат активных веществ и, формально, отвечают требованиям безопасности.
Работая над Законом, мы понимали, что в Уголовный кодекс и КоАП необходимо ввести новый состав, который оценивает распространение фальсифицированной медицинской продукции с точки зрения интересов жизни и здоровья людей.
Надо понимать, что есть два вида фальсификата – «пустышка» и тот, который содержит опасные вещества. Но и в том, и в другом случае совершаются умышленные противоправные действия, которые охватывают неограниченные по тяжести последствия по причинению вреда здоровью и жизни граждан. Такие последствия должны быть формализованы как общественно опасные. И ответственность по такому составу преступления должна быть серьезной.
Производство фальсифицированной медицинской продукции – это организованная преступная деятельность. Это большие деньги. Следовательно, для того чтобы сделать невыгодным, непривлекательным этот вид деятельности, государство должно установить такую ответственность, которая будет соразмерна ценности человеческой жизни.
Принятие норм, предлагаемых проектом закона, позволят Российской Федерации ратифицировать Конвенцию Совета Европы «Медикрим» и даст возможность бороться с данными преступлениями на международном уровне. Конвенция «Медикрим» – это первое международное соглашение о коллективной борьбе с преступлениями, связанными с фальсификацией медицинской продукции. Ратификация Конвенции подразумевает не только введение уголовной ответственности за преступления в данной сфере, но и целый комплекс мер по мониторингу ситуации и взаимодействию между надзорными и правоохранительными органами стран, присоединившихся к Конвенции.
В апреле 2014 г. в Страсбурге в рамках Совета Европы состоялось 13-е заседание Экспертного комитета по минимизации рисков, связанных со здоровьем населения вследствие фальсификации медицинской продукции и сопутствующими преступлениями.
В заседании приняли участие представители более 40 государств, в т.ч. представители Конго, Гвинеи, Марокко. Я возглавлял российскую делегацию, вместе с нами работали представители Росздравнадзора, Минздрава России и другие эксперты профильных ведомств. Должен заметить, что коллеги по Совету Европы всецело поддержали проект закона и ожидают скорейшей ратификации Конвенции Российской Федерацией.
В последние годы задержание и конфискация контрафактной продукции в Европе стали частой практикой. Например, в феврале 2014 г. французская таможенная служба задержала рекордную партию фальшивых медикаментов из Китая – 2,4 млн упаковок, среди которых аспирин, противодиарейные средства и препараты для лечения эректильной дисфункции. В 2013 г. на территорию Европы пытались завезти 1,2 млн упаковок контрафактного аспирина. Эти цифры наглядно показывают масштаб подобных правонарушений в мире.
Мы рассчитываем, что принятие закона позволит, во-первых, дать необходимые инструменты и полномочия нашим правоохранительным и надзорным ведомствам, что в свою очередь позволит более тщательно и эффективно бороться с фальсификацией медицинской продукции, а во-вторых, заставит потенциальных преступников хорошо подумать о последствиях, прежде чем заниматься деятельностью, направленной против жизни и здоровья наших граждан.
Помимо лишения свободы, проектом закона предусмотрены и другие санкции, например, дисквалификация, конфискация, наложение штрафов, однако, конечно же, наиболее серьезной мерой остается лишение свободы. Максимальный срок, предлагаемый проектом закона, составляет 12 лет. Приведу примеры санкций за данные виды преступлений в других странах: в Германии — до 3 лет лишения свободы, в Молдове — до 5 лет лишения свободы, в Турции — от 30 до 50 лет, на Украине — от 3 до 10 лет либо пожизненно с конфискацией имущества, в Индии — пожизненно.