Переход на GMP: рост цен на лекарства
Переход на GMP: рост цен на лекарства
Иванова Настасья
Генеральный директор «Национальной дистрибьюторской компании» (НДК), ведущий эксперт портала Pharm-MedExpert.Ru
Ситуация в российской фармпромышленности сложная, но определенные поводы для надежды есть. В течение последнего года первые лица государства проявили личную заинтересованность в проблемах национальной фармы и возможных путей их решения. Они проверяли цены в аптеках, встречались с губернаторами регионов, проводили правительственные заседания, в т.ч. о модернизации объектов здравоохранения, а также многочисленные совещания по вопросам развития отечественной фармацевтики. Среди особо запомнившихся и концептуальных можно упомянуть совещание по лекарственному обеспечению пенсионеров-льготников в Козельске, на котором Дмитрий Медведев заявил о том, что российская фармацевтика должна выпускать как можно больше отечественных лекарств и заменять ими иностранную продукцию. А также совещание на предприятии «ХимРар», на котором Владимир Путин с участниками обсуждал ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу».
Учитывая огромный потенциал нашего фармрынка (даже несмотря на кризис, рост фармацевтического сектора превысил самые оптимистичные прогнозы), возможно, пришло понимание того, что речь идет не только о государственной лекарственной безопасности, но и об уникальной инвестиционной привлекательности отрасли, которая в ближайшем будущем может стать локомотивом российской экономики. Потенциал роста емкости фармрынка достигается за счет увеличения сегмента рынка, обеспеченного государственными деньгами (ДЛО и госпитальный сектор), а также увеличения потребления лекарств и парафармацевтики на фоне повышения уровня жизни среднестатистического россиянина.
К примеру, в 2003 г. россиянин в среднем тратил 20–25 долл. на покупку медикаментов, в 2005 г. – 58 долл. США, в 2006 г. – 70 долл.; прогресс налицо – сегодня в среднем россиянин тратит на лекарства порядка 80–100 долл. в год. Этот усредненный показатель складывается по России в целом. Однако, очевидно, что в стране становится все больше людей, которые могут себе позволить покупать более дорогие и, как правило, более эффективные лекарства. Эта тенденция хорошо прослеживается на протяжении последних лет: сегодня доля препаратов стоимостью более 500 руб. равна 21%, это на процент больше, чем было год назад. В то же время в странах Евросоюза расходы на покупку лекарств и медикаментов составляют 200–250 долл. США в год на человека.
Потребление ЛС (в среднем)
Страна | Потребление ЛС, долл. США |
США | 704 |
Япония | 620 |
Канада | 498 |
Франция | 459 |
Германия | 411 |
У отечественной фарминдустрии есть огромный потенциал для развития, поскольку доля фармрынка в создании ВВП у нас менее 1%. Для примера, в ВВП Евросоюза фарма составляет около 2%. Вывод: любые инвестиции в фармотрасль России – государственные, частные или зарубежные – окупятся с лихвой, даже с учетом существующих на сегодняшний день проблем. Ну а когда ситуация в фармацевтике находится на контроле у руководителей государства и они постоянно об этом напоминают, есть если не уверенность, то достаточно серьезная надежда, что отрасль ждут перемены.
Определяющим для развития отрасли должно стать решение о переводе отечественных фармпредприятий на стандарты качества GMP до 2014 г. Однако, даже несмотря на увеличение срока перехода на стандарт GMP на два года (с 2012 до 2014), все отечественные предприятия будет невероятно сложно модернизировать в такие короткие сроки. Сегодня только порядка 10% предприятий (из 454) работают по стандарту GMP, еще 40% ввели его на отдельных участках, 50% даже не начинали переоборудование производств. При этом степень износа основных фондов в российской фарминдустрии составляет более 60%. Очевидно, что количество компаний, которые получат лицензии на фармпроизводство после 1 января 2014 г., значительно сократится. Общая стоимость инвестиций в переход на международные стандарты может составить от 0,5 до 1 млрд долл. Но, чтобы предприятия переходили на GMP, необходимо открыть для них выгодные кредитные линии, оказать целевую финансовую помощь.
Без масштабной государственной поддержки, как финансовой, так и политической, модернизировать существующие фармацевтические производства будет сложно. Такая поддержка уже обещана и закреплена в тексте ФЦП – согласно документу модернизация производств в большей части будет профинансирована государством, в меньшей – частными инвесторами. Финансовая составляющая является в этом вопросе определяющей, поскольку в среднем затраты на обучение персонала и техническое перевооружение лишь одного производства могут составить от 5 до 20 млн долл. А с учетом того, что процесс переоборудования предприятий может занять от трех до четырех лет, начинать его нужно было еще в 2010 г. В любом случае надо быть готовым к тому, что произойдет следующее: «переход на GMP – вымывание с рынка дешевых лекарств – улучшение качества лекарств – рост цен». Очевидно, что затраты на модернизацию в будущем попадут в себестоимость препаратов, российские лекарства вряд ли останутся на прежнем ценовом уровне (сейчас импортные препараты на порядок дороже отечественных – в среднем 5 долл. против 0,9 долл.).
Наравне с законом «Об обращении лекарственных средств» появился еще один концептуальный нормативный документ – в конце года правительство России одобрило новую федеральную целевую программу по развитию фармацевтической и медицинской промышленности (ФЦП). До 2020 г. программой предусмотрены значительные объемы государственного финансирования отечественной фарминдустрии. Государство показало, какие именно деньги готово потратить на развитие современной инновационной фармотрасли, но хватит ли этих средств на модернизацию устаревших производств и строительство новых, на восстановление отечественной исследовательской экспериментальной базы – большой вопрос. Прогнозы неутешительны, если прямо сейчас не проводить решительных действий, не улучшать законодательство, не финансировать отрасль, не поддерживать отечественных производителей, а также зарубежных инвесторов, готовых строить заводы на территории страны, не развивать фармкластеры, не вкладывать деньги в разработки собственных лекарств, т.е. повторять все ошибки, которые были допущены за последние 20 лет, то и в ближайшие десятилетия российский фармацевтический рынок так и останется типично колониальным.